Выполнение низких разворотов: что должен знать каждый скайдайвер!
Выполнение низких разворотов: что должен знать каждый скайдайвер!
(Прежде чем приступать к упражнениям, приведенным в статье, пожалуйста ознакомьтесь с примечанием В. Розова – прим. пер.)
Примечание В. Розова
Плоскими поворотами я пользовался много раз. Действительно очень полезная вещь! Стоит только уточнить. Если говорить о режиме 1/2, наверное корректнее говорить не о месте положения клевант относительно тела, а о том что это положение посередине между полностью отданными клевантами и режимом свала. По крайней мере, я для себя понимаю это именно так. Потому как ход клевант (и соответственно их положение относительно тела — плечи, талия и т.д.) зависят от типа купола и его загруженности. В статье говорится о том, что режим 1/2 это клеванты на уровне талии, а на моем куполе на уровне талии уже свал! Мне кажется, что эти режимы достаточно условны и положение клевант относительно тела строго индивидуально.
Я бы ещё дал такой совет обучающимся низким разворотом. Заходить на посадку надо так, чтобы в секторе разворота на глиссаду всегда было свободное пространство. То есть, чтобы в случае ошибки по высоте можно было бы в любой момент прервать свой разворот и начать приземление и чтобы на этом вновь выбранном направлении не было бы никаких препятствий.
И еще одно, если совсем растерялся на приземлении и не уверен в своих адекватных действиях, а высота уже не оставляет время на раздумья, лучше просто сесть по ветру или поперек, чем делать необдуманные манёвры на низкой высоте. Примеров этому я сам видел предостаточно.
«Я всегда внимателен под куполом. Я никогда не делаю низких разворотов». Наверняка Вы слышали это раньше; может быть, и сами так думаете. Кажется, что большинство участников инцидентов с низкими разворотами – это «горячие парни» под сильно загруженными куполами, и эти инциденты можно исключить, если все будут придерживаться правил, которые знают даже начинающие — “низкие развороты опасны, не делайте низких разворотов”?
Многие DZ вообще запрещают «Hook Turn» (низкий разворот с резкой потерей высоты). Однако люди продолжают биться о планету под полностью рабочими куполами. Вы опять подумали, что это беспечность, игнорирование правил? На удивление, правда в другом!
Представьте себе: Вы подлетаете к зоне приземления, осматриваетесь, и вдруг видите ещё одного парашютиста рядом с собой, на той же высоте, и направление у него на ту же точку, что и у Вас! Он Вас не видит! Вот-вот произойдет столкновение!
Инстинктивно Вы тянете клеванту, чтобы отвернуть и избежать столкновения. Отвернуть удалось, но купол пикирует прямо в землю! В общем, понятно, что будет дальше – носилки, неотложка и т.д.
Многие истории подобны этой – низкие развороты для уклонения от столкновений или попытки развернуться против ветра. Причем отнюдь не все пострадавшие были под маленькими эллипсами. Большинство имели купола, вполне соответствовавшие их весу и опыту. Более того, пострадавшие, как правило, характеризовались как «обычно не склонные к низким разворотам».
Слишком просто предупредить людей об опасности низких разворотов или даже запретить их выполнение – но это не решит проблему. Многие из тех, кто пострадал при низком развороте, вовсе не собирались его делать. Они просто попали в сложную ситуацию и действовали неадекватно.
Несмотря на то, что лучше избегать препятствий и разворачиваться против ветра на абсолютно безопасной высоте, следует также представлять, как надо действовать в сложных ситуациях. Нельзя просто сказать «нет» низким разворотам. Это манёвр, который каждый должен знать и уметь выполнять правильно и безопасно.
Низкий разворот и «hook turn»
Перед тем, как двигаться дальше, нам следует уяснить разницу между низким разворотом и приемом, который называется «hook turn». Это прием, когда парашютист намеренно за счёт клевант или на переднем свободном конце производит разворот на сравнительно малой высоте с тем, чтобы спикировать и набрать дополнительную скорость перед приземлением.
Если высота и скорость снижения выбраны правильно, эта дополнительная скорость позволяет на приземлении пролетать значительные расстояния прямо над землей.
Когда имеет место попытка уклониться от внезапно обнаруженной опасности или попытка избежать приземления по ветру путем разворота за счёт резкого задавливания клеванты, купол реагирует похожим образом – тоже начинает пикировать. Однако, при недостатке высоты, неправильной её оценке и скорости можно запросто врезаться в землю, причем, в худшем случае купол касается земли даже раньше, чем парашютист.
Ой, может попробуем что-нибудь другое?
Представьте себе, что тот, кому требуется развернуться на низкой высоте, может совершить такой манёвр без пикирования. Предположим, что он может сделать медленный, плавный разворот, при котором купол всегда будет над головой. Если он сможет это сделать, то всегда сможет приземлиться мягко и безопасно.
Плоский разворот – один из наиболее ценных приёмов, который можно использовать на малой высоте, чтобы избежать, например, столкновения, и не врезаться при этом в землю. К сожалению, многие его не знают. Зачастую инструкторы наоборот не советуют студентам пилотировать таким образом.
Боязнь маленькой скорости
Начинающие парашютисты часто прибирают клеванты при заходе на приземление, вместо того, чтобы дать куполу разогнаться. Поэтому инструкторы постоянно напоминают им – «дайте куполуход» – отдайте вверх стропы управления.
Сделав несколько прыжков и привыкнув к куполу, студент понимает, что инструктор не одобряет медленный полёт. Он также понимает, что задход на посадку с отданными клевантами улучшает приземление.
К сожалению, многие из нас не идут дальше простых приемов: клеванты вверх – клеванты вниз. Практически не уделяется внимания управлению куполом в “нижнем режиме”, с прибранными клевантами. Таким образом игнорируется значительный диапазон возможностей купола. И в один “прекрасный” день можно оказаться в непростой ситуации на малой высоте, без навыков выхода из такой ситуации. А усвоенные простые навыки – клеванты вверх – клеванты вниз – предадут нас именно тогда, когда будет самая большая необходимость.
Режимы управления
Посвятив некоторое время пилотированию купола с прибранными клевантами, Вы откроете такие диапазоны манёвренности, о которых раньше даже не подозревали. Этот новый уровень возможностей купола когда-нибудь очень пригодится. Следующие упражнения помогут придать Вам большую уверенность и откроют путь к росту мастерства.
Начните с режима – клеванты на уровне груди – средний режим. Горизонтальная и вертикальная скорость уменьшатся. Попробуйте повороты, развороты различными способами – затянуть одну клеванту ещё сильнее, отдать противоположную, сделать это одновременно. Обратите внимание, что купол разворачивается, но при этом не пикирует. Потеря высоты при развороте происходит даже медленнее, чем в случае прямолинейного полёта с отданными клевантами.
В таком режиме можно совершать повороты и даже развороты с минимальной потерей высоты. Взяв клеванты на уровень талии – предсвальный режим (в зарубежной литературе также называемый “½”) – можно заставить купол разворачиваться ещё быстрее и опять же без пикирования. В этом случае лучше осуществлять поворот отдачей противоположной клеванты, так как такой режим очень близок к свалу. Если Вы никогда не сталкивались со режимом свала – возможно,понадобится изучить поведение купола в этом режиме.
Чтобы ввести купол в режим свала – возьмите клеванты в предсвальный режим (“½”) и продолжайте медленно задавливать их ещё глубже. Важно делать это синхронно, чтобы сохранять направление полёта и не допустить вращения. Купол будет лететь всё медленнее и медленнее, затем остановится и пойдет назад. К этому времени воздух из купола практически выйдет, могут даже начать заворачиваться крайние секции. Ощущения поначалу не из приятных, однако так можно определить начало свала своего купола.
Чтобы восстановиться из свала – отдайте клеванты (вверх), медленно и, опять же, синхронно. Купол наполнится и снова полетит вперёд. Если отдать клеванты слишком резко или не синхронно, то купол может сделать ощутимый клевок вперёд и даже начать вращаться. Могут закрыться крайние секции. Если это происходит – действуйте так же, как принято на открытии с не наполненными крайними секциями (“прокачайте” купол стропами управления).
Если Вы всё же опасаетесь проводить такие эксперименты – попробуйте довести купол до свала за задние свободные концы. При работе с задними свободными концами переход в режим свала более медленный, и это поможет привыкнуть к новым ощущениям.
Ухватите задние свободные концы повыше и подтянитесь на них. Чтобы восстановиться – плавно и равномерно отпустите их. Ваша цель – познать ощущения при режимах близких к свалу. Имея представление об этих ощущениях, Вы сможете предотвращать свал, плавно и вовремя отдавая клеванты или задние свободные концы.
Тренировки по маневрированию в различных режимах помогут Вам быть более уверенным в медленном полёте. Как и при освоении любых новых приемов, помните – начинать упражнения можно только на достаточной высоте. Держите глаза открытыми – чтобы не столкнуться с кем-либо, и помните: главный приоритет – безопасное приземление.
По мере того, как Вы будете приобретать уверенность и опыт – возможно, захотите попрактиковаться на меньшей высоте; может быть, осуществить весь заход на приземление в “режиме ½”. Не стоит этим заниматься до тех пор, пока Вы не поупражняетесь достаточно на большой высоте и не получите ясное представление о поведении купола в этом режиме. Чрезвычайно важно избегать режимов свала вблизи земли. Также убедитесь, что не представляете опасности для окружающих.
Возможно, перед приземлением Вы решите всё же отдать клеванты и разогнать купол – делайте это осторожно, куполу нужно время, чтобы наполниться и разогнаться. Всегда отдавайте клеванты медленно и синхронно по меньшей мере за 10 секунд до того как делать подушку. Избегайте резких движений и будьте готовы сделать перекат на приземлении, если оно получится жёстче, чем Вы ожидали. В принципе, допустимо приземляться непосредственно из среднего режима без разгона, но до тех пор, пока Вы не научились делать подушку в совершенстве, приземление будет слишком жёстким, чтобы устоять на ногах. Слишком высокая подушка может привести к свалу ещё до того, как Вы коснётесь земли. Будьте готовы к перекату и не выставляйте руки в сторону падения (то есть назад).
Тем не менее, уметь приземляться без разгона – хороший навык. Если обстоятельства вынудят Вас делать плоский поворот у самой земли – возможно, высоты для разгона уже не останется.
Упражняясь в полете в различных режимах и в разворотах с небольшой потерей высоты, вы почувствуете, насколько близко в земле можно осуществлять такие манёвры. Вы будете лучше подготовлены к опасным ситуациям и вряд ли станете «просто дергать за клеванту» при необходимости избежать столкновения.
О размерах куполов
Здесь описаны только базовые приёмы техники разворотов с минимальной потерей высоты. Лучше всего изучать эти приемы на сравнительно больших куполах с загрузкой порядка единицы или даже меньше. Однако сейчас многие начинающие приобретают купола с гораздо большей загрузкой.
В этом таится определенная сложность. Маленькие купола требуют большей скорости, чтобы создавать необходимую подъёмную силу, они будут иметь большую вертикальную скорость даже с прибранными клевантами.
Приземление в среднем режиме будет не очень комфортным и потребует очень точной техники «подушки». Наработкатакой техники требует сотен прыжков. Если Вы собираетесь делать эти упражнения под маленьким куполом, то, возможно, будете разочарованы и оставите эти упражнения, так и не добившись результата. Но, к сожалению, описанная здесь техника еще более важна именно для малых куполов. Маленький, сильно загруженный купол может перейти в режим свала без предупреждения, в повороте будет терять высоту гораздо интенсивней, и можно запросто “вкопаться”в землю, совершив малейшую ошибку на малой высоте.
Это – одна из причин, почему первые несколько сотен прыжков целесообразно делать именно на менее загруженном куполе – эксперименты более безопасны и легче упражняться.
Не важно, на каком куполе Вы летаете – в любом случае необходимо знать весь диапазон его возможностей, и понимать, как он будет реагировать на те или иные вводы на различных скоростях. Надо уметь висеть на грани свала не хуже, чем пикировать на передних свободных концах.
Часто можно слышать после приземления – «повезло, не убился». Везение – хорошая штука при игре в карты. Чтобы безопасно приземляться под парашютом – необходимо больше чем везение. Техника медленного полёта и плавных разворотов – это пара тузов, которые всегда будут у вас в рукаве.
Источник
himfrost.ru
Перевод
Кирилл Брюшков