Вопрос клевант
Вопрос клевант
Обычно к большим переменам ведут разного рода мелочи. Чтобы предотвратить отказ, порой достаточно уделить особое внимание деталям, которые мы упускаем из виду по разным причинам: лень, усталость, самонадеянность, рассеянность. Именно в такие моменты мы и совершаем ошибки. Неправильная зачековка клевант является достаточно распространённой причиной возникновения отказа. Именно этому вопросу мы посвятим сегодняшнюю статью.
Рассмотрим лишь некоторые, но наиболее часто встречающиеся случаи некорректной зачековки клевант.
Глубина зачековки клевант
В первую очередь стоит уделить особое внимание глубине зачековки клевант. Если не до конца вставить «носик» клеванты в карман на СК, то при открытии мы, вероятнее всего, получим преждевременную расчековку.
Преждевременная расчековка строп управления становится причиной бесчисленного количества отцепок каждый год. Каждый раз, в спешке зачековывая клеванты, мы рискуем расстаться со своим основным куполом и фрибэгом ПЗ, а это очень дорогая ошибка.
Другая сторона вопроса не до конца вставленных клевант, ведущих к преждевременной расчековке — недостаточное натяжение в стропах управления, которое, в свою очередь, ведет к чрезмерным рывкам на открытии.
Такая слабина допускает резкий рывок строп в зоне зачековки, который легко может привести к выбиванию клеванты из кармашка или даже порыву стропы. Потянуть вверх за стропы выше клевант, убедившись таким образом, что все выполнено должным образом — хорошая привычка во время зачековки.
Пропускание клеванты через стропу управления выше направляющего кольца
Еще одной распространенной ошибкой может стать пропускание клеванты через стропу управления выше направляющего кольца.
Все это почти всегда приводит к преждевременному освобождению строп управления и к разрушению текстильного кармана, поскольку усилие в стропе будет направлено именно на этот карман, а не на направляющее кольцо. Я видел такие ошибки при укладке не раз, и укладчики всегда сильно удивлялись моим замечаниям по этому поводу. Но я считаю, что лучше пережить эту неловкость на земле, чем столкнуться с ее результатом в небе.
Если у вас произойдет преждевременная расчековка клевант или повреждение строп во время открытия, это может привести к закрутке. На многих парашютах при небольшом количестве оборотов возможно набрать не только вертикальную скорость, но и увеличить скорость вращения.
Это значит, что времени на то, чтобы справиться с отказом, все меньше. Однако, вовсе не подразумевается, что корректным действием будет судорожное дергание заклинивших клевант.
Конечно, вам необходимо сразу же расчековать вторую клеванту, но, держа в голове только эту задачу, мы обрекаем себя на отцепку, срабатывание прибора или другие более сложные ситуации.
В случае открытия с закруткой первое, что вам следует сделать — это остановить вращение, не забывая при этом контролировать высоту.
Если вы выполните противоположный ввод на подвесную или просто потяните задний свободный конец со стороны выбитой клеванты, вы замедлите вращение.
Выдерживая направление, вы будете терять гораздо меньше высоты, что позволит вам сэкономить время и силы, и в случае необходимости должным образом выполнить все необходимые последующие действия.
Cостояние снаряжения
Также залогом вашей безопасности является состояние вашего снаряжения. Например, если карманы зачековки растянулись из-за превышения срока эксплуатации, то даже хорошо вставленные в них клеванты может выбить в любой момент.
Так как мы зачековываем клеванты одинаковым образом каждый раз, то в конечном счёте они деформируются, сужаются в основании носика, что может привести к затруднениям в их расчековке.
Усадка строп в петле зачековки в случае, если у вас стропы микролайн
Кроме того, не стоит также забывать о неизбежной усадке строп в петле зачековки в случае, если у вас стропы микролайн. Это происходит из-за постоянного трения на этом участке, возникающего в процессе расчековки.
Точка плавления материала микролайн – 147оС, при этой температуре происходит его усадка. Большинство петель зачековки на новых куполах имеют длину 25 мм, и после 300–400 прыжков эта величина сокращается до 18–19 мм.
Такое обстоятельство в сочетании с деформированным носиком клеванты, вероятнее всего, приведет к отказу. Эту проблему можно легко избежать регулярной заменой средней и нижней частей строп управления и формирования носика клеванты с помощью плоскогубцев для создания его единой ширины.
Расчековка клевант
Если носик клеванты не удаётся вытащить из петли зачековки, то возможно, парашютист выполнил расчековку слишком медленно, что позволило силе трения, возникающей при этом, удержать клеванту на месте.
Это явление можно избежать, выработав привычку выполнять расчековку резким и сильным движением. Данный метод прослужил мне много лет и полностью устранил вероятность отказа, связанного с застреванием клевант.
На тему клевант, которые не хотят освобождаться, у нас есть еще один пример отказа, который возникает время от времени. В зависимости от конкретной конструкции СК и ваших личных предпочтений можно использовать различные способы зачековки слабины строп управления.
Варианты держателей для слабины строп управления (держатели на ваших свободных концах могут отличаться от показанных на рисунке).
Некоторые спортсмены предпочитают пропускать ее через держатели слабины на противоположной стороне свободных концов. Это вполне приемлемо. Однако, если стропа проходит вниз через петли, а затем вокруг нижней части клеванты, велика вероятность полной блокировки клеванты.
Это может произойти во время открытия, когда встречный поток выдувает стропу вверх над клевантой.
Спортсмен затем может попытаться расчековать клеванты, взявшись руками ниже этой петли из стропы и создавая безнадежный узел на противоположной стороне свободных концов.
Ещё один способ заблокировать клеванты — это пропустить слабину стропы через софт-линки и затем закрепить конец петли на носике клеванты.
Хотя этот метод зарекомендовал себя как абсолютно безопасный и облегчающий сход слайдера после открытия, реальная опасность все же существует. Если софт-линки не прошиты для фиксации софтлинка внутри СК, слабина стропы может попасть на его петлю или кольцо, создавая блокировку клеванты и ведя к отказу.
Невозможность убрать слабину строп управления совсем
И последняя проблема, связанная с клевантами, и которую мы бы хотели обсудить — это невозможность убрать слабину строп управления совсем. Надо признать, что многие парашютисты оставляют свободной эту часть строп, избегая при этом каких-либо инцидентов. В большинстве случаев это имеет место при использовании маленьких куполов, которые, соответственно, имеют небольшую слабину строп управления. Как бы там ни было, мой опыт мне подсказывает, что зацеп в этом месте всего лишь вопрос времени. А зацепиться слабина строп управления может за все что угодно: за вашу камеру GoPro, за GoPro вашего соседа по взлету, за дверь самолета или за что-либо еще. Смысл в том, что зачековка слабины строп управления займет у вас всего несколько секунд, но может спасти вашу жизнь. Смиритесь с этим!
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что каждый раз после раскрытия вы должны проверить купол на управляемость и отсутствие необычного трения, тяжести или сопротивления в системе управления. Эту проверку необходимо проводить на достаточной высоте, чтобы иметь возможность в случае необходимости выполнить действия в ОС. Многие парашютисты не проверяют купол на управляемость при каждом прыжке, а некоторые даже не расчековывают клеванты, пока не окажутся на достаточно низкой высоте. Если вы не проверите свой купол на управляемость сразу после раскрытия, либо если вы расчековываете клеванты на низкой высоте, у вас может не остаться времени на адекватные действия при обнаружении проблемы.
Если по какой-либо причине во время полета вам придется отпустить клеванты — прежде, чем вынимать ладони из клевант, поднимите их вверх к свободным концам, чтобы клеванты уперлись в направляющие кольца. Если вы резко отпустите клеванты, когда стропы управления натянуты, клеванты или стропы управления могут зацепиться за свободный конец или другие части снаряжения или парашютиста.
Неправильно уложенная стропа управления, зацеп стропы управления, либо любая другая проблема с системой управления может серьезно снизить вашу возможность управлять куполом и должно считаться серьезным, угрожающим жизни отказом. Как и при других отказах, в этих случаях вы должны правильно выполнять действия в ОС. Даже если вы прыгаете на куполе, размер и загрузка которого считаются «консервативными», попытка приземлить купол, который вы не можете полностью контролировать, может привести к серьезной травме или смерти.
Мы постоянно рискуем во время выполнения прыжков, но вовсе не страх обеспечивает нам безопасность. А внимание к деталям и положительные эмоции, испытываемые в результате осознания того, что мы предусмотрели все, чтобы остаться в живых.
Вы должны знать, как правильно использовать свое парашютное снаряжение, и изучать все руководства, инструкции и другие информационные материалы производителя снаряжения. Если у вас возникают вопросы относительно какой-либо части вашей парашютной системы, обратитесь к квалифицированному риггеру либо напрямую к производителю. Если у вас есть вопросы по раскрытию купола, его управления либо действиям в ОС – обратитесь за помощью к квалифицированному инструктору.
Источник
dropzone.com
Перевод
Екатерина Северенкова