Упражнения по управлению куполом для BASE
Перевод Рената Бурханова. Оригинал находится на сайте Consolidated Rigging Inc.
http://www.crmojo.com/adobepdf/fjccanopy.pdf
Введение: Прыжки с неподвижных объектов (BASE jumping) предъявляют высокие требования к подготовке. Безопасность при этом зависит от способности точно оценивать множество переменных факторов, грамотного обращения со снаряжением, понимания ваших возможностей и овладения основным набором навыков. Вне сомнения наиболее важным является овладение навыками контроля купола в условиях BASE прыжка.
Лучше отрабатывать эти навыки в относительно безопасных условиях скайдайв-прыжков. Приведенные ниже упражнения представляют реальные ситуации. Выполнение их с куполом, с которым вы собираетесь прыгать BASE сделает вас более безопасным, умелым и уверенным джампером.
Все нижеприведенные маневры нужно повторять до тех пор пока они не будут отработаны на отлично. CR рекомендует высоту раскрытия 8000‘. Не выполняйте резкие маневры или свалы ниже 500’, предварительно не отработав маневр на безопасной высоте.
Упражнения, имитирующие потерю одной или обеих клевант, должны выполняться с клевантами, оставленными на ограничительных кольцах. Для лучшей имитации можно использовать специально сделанные клеванты, позволяющие безопасно отсоединить стропы управления после раскрытия. Избегайте соблазна просто пропустить стропы управления через слайдер без ограничительных колец, т.к. преждевременная расчековка клевант на расрытии может привести к запутыванию со слайдером.
1. Контроль направления раскрытия
Одна из наиболее распространенных и потенциально опасных проблем под куполом — раскрытие не по направлению. Контроль за направлением на протяжении всего процесса раскрытия ускорит вашу реакцию и возможность быстро влиять на ситуацию.
Упражнение: На каждом раскрытии отслеживайте ваше направление до, в процессе и после наполнения купола. Научитесь быстро и точно распознавать направление и величину девиации. Научитесь разворачивать купол в процессе наполнения, перемещая свой вес в подвесной системе.
2. Коррекция направления раскрытия
При раскрытии по направлению к объекту вы должны уметь быстро вернуть купол в обратное направление или как минимум отлететь от объекта. Предпочтительно — при помощи строп управления, но это не всегда самый быстрый метод. Коррекция свободными концами во многих случаях быстрее, однако слишком сильный ввод задними концами с зачекованными клевантами может резко свалить купол. Умение делать правильные вводы задними концами, не провоцируя свал, является очень ценным. Кстати, раскрывающийся купол со слайдером будет будет разворачиваться значительно быстрее, когда слайдер находится над каскадами, так что тенденция к доворотам будет больше на малых скоростях раскрытия.
Упражнение: сразу после раскрытия, с зачекованными стропами управления, совершите энергичный разворот на 180 на заднем свободном конце. Наблюдайте за поведением купола. Запомните величину ввода, при которой скорость разворота максимальна и ту, при которой начинается свал. Повторяйте упражнение, пока не научитесь быстро разворачивать купол, не сваливая его.
Упражнение: с зачекованными стропами управления попробуйте зажать оба конца одновременно, свалив купол назад от объекта. Эта техника используется для избежания удара в непосредственной близости от объекта. После этого отпустите один конец и разверните купол на 180. Внимание: при данном маневре купол сильно теряет высоту. Будьте внимательны при выполнении его на малой высоте.
3. Восстановление из свала
BASE купола традиционно укладывают для раскрытия в режиме глубокого торможения. Может случиться что купол с глубоко уложенными стропами управления откроется в режиме свала. Свал может также явиться следствием резких маневров, выполняемых для избежания столкновения с объектом. Возможно когда-нибудь вам придется преднамеренно ввести купол в режим свала при выполнении захода на приземление в сложных условиях. Во всех этих случаях надо уметь выполнить быстрое и управляемое восстановление из свала с минимальной потерей высоты. Правильный BASE купол обладает отличными характеристиками по восстановлению из свала и теряет минимум высоты.
Для начала свал надо распознать. Жестоко сваленный купол рухнет назад и затем может выполнить кач вперед для восстановления равновесия. Это заметить легко. При частичном же падении давления в соплах купол не ведет себя так резко, вход в режим свала будет заметен лишь по увеличившейся скорости снижения и ослабевающему натяжению строп управления. У земли это довольно опасно.
Упражнение: После раскрытия, с зачекованными стропами управления, плавно введите купол в свал за задние концы. Также плавно отпускайте лямки до точки, когда начнется наполнение сопел, и купол полетит вперед. Не бросайте лямки резко, это приведет к резкому качу вперед и потере высоты, купол на время станет неуправляемым.
Упражнение: Из режима нормального полета плавно зажимайте стропы управления пока купол не замедлится и свалится. Попрактикуйтесь восстанавливать свал как из точки начала сваливания так и из режима глубокого свала. Чем глубже свал, тем жестче будет восстановление. Однако грамотными действиями можно свести этот эффект к минимуму.
4. Несимметричный контроль направления
Поскольку при укладке со слайдером внизу стропы управления укладываются без направляющих колец, возможна потеря одного клеванта из-за его самопроизвольной расчековки на раскрытии или случайно выпустив из рук при выполнении резких маневров на свободных концах, наконец, при обрыве стропы управления. К тому-же, при перехлесте стропой управления необходимо немедленно расчековать и отпустить стропу, чтобы удалить перехлест.
При одном отпущенном клеванте купол, конечно, получит значительное вращение, поэтому важно уметь сохранить правильное направление купола в то время как вы расчековываете оставшийся клевант.
Упражнение: После раскрытия освободите одну стропу и отпустите ее до направляющего кольца. Восстановите направление задним концом. В этом положении выполняйте левые и правые развороты, свал и востановление.
5. Развороты в режиме торможения
В полете на полной скорости купол разворачивается по дуге. Для этого требуется достаточно высоты и горизонтального пространства. На малой высоте или в условиях тесной площадки необходимо выполнять развороты в режиме торможения, эффект проявляется при стропах управления, зажатых по меньшей мере на 30%. Такие маневры требуют меньше запаса высоты и пространства. Тут, однако, есть шанс неожиданно свалить купол.
Упражнение: Держа купол среднем режиме слегка отпустите один клевант, оставляя другой в положении 50%. Заметьте как уменьшился радиус разворота. Выполните развороты с клевантами в более глубоком режиме и заметьте положение в котором начинается частичный свал купола. Для минимизации и устранения свала чуть отпустите противоположный клевант. Вообще говоря, чем меньше скорость купола при этом маневре, тем больше придется отпускать противоположный клевант при компенсации свала.
6. Заход в глубоком торможении и приземление без подушки.
Многие BASE объекты имеют тесные площадки приземления, требующие выполнения захода по крутой траектории и также часто бывает недостаточно места для подхода на полной скорости для выполнения подушки. Важно знать как парашют ведет себя в режиме глубокого торможения чтобы увеличить ваши точностные возможности и избежать непроизвольных свалов вблизи земли. Правильный BASE купол можно приземлить безопасно и без полной подушки, Однако это требует практики и понимания условий для безопасного выполнения.
Упражнение: На высоте управляйте куполом с клевантами, выбранными на 75% хода, выполняя плавные S-образные повороты. На приземлении выполните заход в 50% режиме и выполните подушку из этого положения. После того как освоите это, попробуйте также более глубокие заходы. Примечание: Приземление против ветра делает такое приземление легким, приземляться же по ветру в таком режиме довольно больно. Также не рекомендуется выполнять это упражнение с высокозагруженным куполом.
7. Приземление с использованием передних концов
Скорость трансформируется в подъемную силу. Так что если набрать скорость перед приземлением можно приземлить купол более динамичным образом. Можно использовать эту технику при приземлении на площадках, расположенных на большой высоте над уровнем моря.
Упражнение: На высоте около 100’ натяните передние концы на несколько дюймов вниз, держа клеванты в руках. На обычной высоте подушки отпустите концы и выполните подушку. Строго рекомендуется держать клеванты в руках чтобы не потерять их при выполнении подушки.
8. Приземление на задних концах
При потере или обрыве стропы управления а также после устранения перехлеста стропой управления вы вынуждены будете управлять и приземлять купол за задние свободные концы. Купол будет вести себя по другому, особенно если стропы отпущены. Стропы управления поддерживают задние 25% купола. Без них купол опускает нос и уменьшается подъемная сила. К тому же, ввод задним концом производит другой эффект, нежели стропой управления. Ввод стропой моментально увеличивает сопротивление и подъемную силу на одной стороне купола, в то время как ввод задним концом искажает профиль задней части купола, создавая определенный компромисс между подъемной силой и сопротивлением и вызывая развороты.
Упражнение: Практикуйте на высоте, выполняя подушку из полного режима, используя задние свободные концы. Не пытайтесь отвязать клеванты, это лишь имитация. Большинство куполов потребуют несколько дюймов ввода для подушки. Купол задерет нос и затем свалится. Поэтому на приземлении выполняйте подушку чуть позже чем обычно. Также, в реальной ситуации когда у вас есть один клевант, делайте подушку используя клевант и конец. Преимущество, как было упомянуто выше, в том, что купол будет летать и приземляться лучше.
9. Классический заход на точность приземления
Классическая схема захода состоит из пролета по ветру, выхода на базу и финального захода. Такой структурированный подход к зоне приземления позволит увеличить стабильность приземления в цель, также это наилучший способ судить о своем положении в воздухе. Не на всех BASE прыжках возможен такой заход, но понимание принципов и применение такой техники улучшит навыки управления куполом и точность.
Упражнение: при пролете по ветру вдоль площадки приземления заметьте вашу скорость относительно земли чтобы следующий разворот и выход на базу были выполнены вовремя. Выполняйте оба разворота в режиме 50%, чтобы иметь возможность сделать глиссаду круче или положе.
10. Перекат при приземлении (для тех кто не прыгал на УТ-15 J — прим. перев.)
Перекат — техника для распределения нагрузки от удара по большей поверхности тела для уменьшения возможных повреждений. Нужен бывает не часто, но знание этой техники поможет избежать травм в экстренных случаях. Придется ли вам приземлять поврежденный, не полностью рабочий купол, или просто поскользнетесь на ступеньках — перекат может составить разницу между синяком и гипсом.
Упражнение: можно практиковаться на траве или мягкой поверхности. Начинайте стоя на земле, потом прыгайте со стула. Держите ступни и колени вместе. Контролируйте пять точек контакта: ступни, голень, бедро, плечо, спина. Смысл в том, чтобы распределить нагрузку от удара по многим осям тела и перевести энергию удара в перекат поперек спины. Держите руки и локти прижатыми к телу.