Раскрытия в вингсьюте. Часть 2
Раскрытия в вингсьюте. Часть 2
Данный материал дополняет белее развернутую статью о раскрытии в вингсьюте, которую мы рекомендуем прочитать первой.
Авторы этой статьи используют термин flare, который в парашютизме описывает значительное изменение угла атаки купола (обычно при приземлении), приводящее к торможению, выравниванию траектории полёта по горизонтали, а иногда и некоторому набору высоты. Однако здесь этот термин, который мы традиционно переводим как «подушка», применяется к вингсьюту, практически в том же значении – он означает уменьшение вертикальной скорости пилота, вплоть до нулевой или даже, у особо продвинутых перцев, до набора высоты.(Примечание переводчика)
Раскрытие купола при полётах в вингсьютах – представляет собой, вероятно, наиболее сложную задачу скайдайвинга. Переход от полёта в вингсьюте к полёту под куполом сложен, чреват неприятностями, и достоин внимательного изучения.
Современный тренд в разработке вингсьютов нацелен на получение более эффективных и мощных моделей, позволяющих достигать бóльших горизонтальных скоростей, чем ранее. Это приводит и к большему риску для пилотов, если они не овладели необходимыми техническими приёмами.
Наиболее распространённая сегодня проблема – раскрытие на слишком высокой скорости, что может наносить вред не только снаряжению, но и самому пилоту, провоцировать жёсткие раскрытия не по курсу с суровыми закрутками строп или тела. Мы хотели бы предложить вашему вниманию некоторые примеры техники раскрытия, которые оказались удачными, а также обсудить другие факторы, которыми вы можете управлять, чтобы повысить безопасность, увеличить шансы на ровное раскрытие без закруток.
Подушка в вингсьюте
Подушка в вингсьюте была предметом множества споров, но, по-видимому, имеется некоторое непонимание того, как её можно применять, чтобы улучшить раскрытия в вингсьюте.
Во-первых, нужно понимать, что путевая скорость возрастает, когда мы начинаем выполнять подушку в высокоэффективном вингсьюте (матрасе). Этот приём обычно используется в GPS-соревнованиях, чтобы получить финальный рывок перед выходом из зачётного окна. Предположение, что выполнение подушки при высокоскоростном полёте вас быстро затормозит, сродни домыслу, что свупер должен сразу же после разгона встать на ноги и стараться бежать вместо того чтобы дождаться финала пролёта.
Высокоэффективный вингсьют норовит куда-то деть накопленную энергию и нам нужно истратить её до начала раскрытия. К счастью, особенно в BASE обстановке, этот процесс сброса скорости также улучшает планирование (качество полёта) или даже позволяет набрать высоту. Это практически в любом случае плюс – он позволяет нам удалиться от земного рельефа, даёт больше времени для раскрытия, расширяет наши возможности в отношении места и высоты раскрытия. В условиях BASE прыжков, при полётах с высокой скоростью, аварийное раскрытие теперь необязательно происходит на малой высоте. Трансформация скорости (в подъёмную силу) позволяет нам удаляться от земной поверхности и бросать медузу на безопасной высоте. При прыжках с самолёта трансформация скорости даёт нам больше возможностей на разбежке, позволяет свободнее выбирать место и высоту раскрытия.
Технические приёмы
Существует два распространённых приёма для перевода полёта в состояние готовности к раскрытию:
-
Намеренно выполнить подушку.
-
Расслабиться и сбросить скорость.
Намеренное выполнение подушки
Для выполнения подушки учитывайте следующее:
Наилучшая (самая высокая) подушка достигается из горизонтального полёта, а не из крутого пикирования. Это означает, что нам нужен плавный переход из положения высокоскоростного полёта с малыми углами атаки к горизонтальной траектории полёта до постепенного увеличения угла атаки. Выражаясь менее технически, мы пикируем, выравниваемся, и только затем действительно взмываем и летим в положении, при котором голова оказывается выше тела. Если вы выравниваетесь до перехода к энергичному полёту вверх, вы предотвращаете срыв воздушного потока, который может привести к высокоскоростному свалу.
Чем меньше ваша воздушная скорость при наборе высоты, тем больший угол атаки нужен, чтобы продолжать подъём. Это означает, что пока вы поднимаетесь, выполняя подушку, ваше тело всё больше поворачивается головой вверх, и в самой верхней точке подъёма вы будете в положении максимального угла атаки и голова будет максимально высоко.
Хотя раскрытие в самой верхней точке подушки при больших углах атаки означает раскрытие в мощное аэродинамическое завихрение, нужно иметь в виду, что это также означает и раскрытие при малых воздушных скоростях. Низкоскоростное раскрытие – очень эффективный приём и легко управляемый, если ваша медуза и стреньга правильного размера (2.4–2.7 м длина стреньги и 70–80 см диаметр медузы для скайдайвинга – общепринятый идеал).
Если же вы переждёте верхнюю точку подушки, будьте осторожны: у вас появится тенденция к раскрытию в положении вниз головой, которая увеличивает риск осложнений и закруток, т. к. раскрывающийся парашют выдернет вас из этого положения.
Расслабиться и сбросить скорость
При выполнении приёма «расслабиться и сбросить скорость» имейте ввиду следующее:
Летите прямо и расслабьте тело. Переведите дыхание и позвольте своему телу утонуть в вингсьюте вместо того, чтобы сохранять жёсткость. Это расслабляет костюм и начинает переводить его в область благоприятных для раскрытия скоростей. Из этой позиции выполнение подушки не приведёт к резкому рывку горизонтальной скорости. Также недостаточно будет запаса энергии, чтобы обеспечить вам подушку по траектории, подобной стойке кобры. Если вы всё же чувствуете чрезмерное ускорение, значит вы недостаточно замедлились перед началом выполнения подушки.
Этот приём лучше подходит для тех пилотов, кто хотел бы раскрываться при таких углах атаки, которые приводят к большему воздушному потоку над вингсьютом. То есть, вместо раскрытия при очень больших углах атаки (положение кобры) и низкой воздушной скорости, вы раскрываетесь в более горизонтальном положении и при несколько уменьшенной скорости.
В этой технике общая идея завершения подушки до раскрытия состоит в том, чтобы замедлить горизонтальную скорость и подогнать наклон траектории вашего полёта и поток над вами так, чтобы обеспечить гладкий выход вашего парашюта.
Момент раскрытия
Бросок медузы слишком рано при выполнении подушки означает, что вы рискуете раскрыться при слишком высокой воздушной скорости и слишком малых углах атаки. В идеале следует стремиться бросить медузу в один из двух моментов:
-
перед самой верхней точкой подушки, чтобы ваше тело было при этом слегка вверх головой и при значительной потере скорости, или
-
после выполнения приёма «расслабиться и сбросить скорость» на наиболее горизонтальном участке траектории полёта.
Снижение воздушной скорости уменьшает внутреннее давление в вингсьюте, что облегчает доступ к низу ранца, что также помогает нам получить гладкое и более симметричное раскрытие.
Симметрия
Симметрия в аэродинамике первостепенна. Без симметрично распределённых подъёмной силы, веса и сопротивления ваше крыло будет вращаться вдоль продольной оси (оси вращения). Это означает, что вы должны делать одинаковые движения вашими правыми и левыми конечностями. Помните, если одна нога вытянута сильнее, чем другая, это приведёт к асимметрии движущих сил. Даже слабый поворот весьма вероятно приведёт к закрутке строп.
Выбор купола
В заключение важно обсудить выбор купола. Старые парашюты могут ещё быть подходящими для малых вингсьютов, но душевное спокойствие, которое обеспечивается стабильными раскрытиями, делает купола, специально предназначенные для вингсьютов, весьма ценной инвестицией до того, как вы начнёте летать в высокоэффективном вингсьюте. Есть вполне достаточное основание, почему некоторые компании тратят время и деньги на изготовление куполов специально для вингсьютов, и почему некоторые из их продуктов стали столь популярны среди лидирующих пилотов. Деньги, которые вы сэкономите на переукладке запаски, могут компенсировать стоимость более надёжного купола для вингсьюта. Когда вы укладываете свой купол для полётов в вингсьюте, принимайте во внимание советы, приведённые в первой статье. Основываясь на нашем положительном опыте, мы рекомендуем всем вингсьют-пилотам учитывать этот метод.
Источник
skydivemag.com
Перевод
Юрий Костицын