Главная » ИСТОРИЯ » Сейчас читаете:

Парашютный спорт в лицах. Человек который изменил все. Владимир Горбунов!

11 декабря, 2015 ИСТОРИЯ

Парашютный спорт в лицах. Человек который изменил все. Владимир Горбунов!

Всем нам время от времени судьба наносит удары. Все мы что-то теряем, утрачиваем, а потом долго переживаем последствия этих утрат.

Многие не могут оправиться от них. Многих судьба ломает раз и навсегда. Другие – встают и начинают все сначала. Таких немного, ведь для этого нужна недюжинная сила воли, стальной характер и несгибаемая вера в себя и свое дело.

Какой же волей нужно обладать, чтобы оправиться от потери дела всей жизни, смысла существования? А перенеся не одну и даже не две таких потерь? Для этого нужно поистине ангельское терпение и дьявольская работоспособность, могучая воля и святая убежденность в том, что твое дело – правое, что «враг будет разбит, победа будет за нами». Оправиться от того, что в ежечасье у тебя из рук вырвали детище многих лет упорного труда – крайне сложно. Не опустить руки после череды таких потерь, наперекор злому року продолжать творить, работать и идти вперед – практически невозможно. Христиане назовут такого человека страстотерпцем. Мы же знаем его имя и каждый день видим плоды его труда.

В 2010 году ушел из жизни Владимир Александрович Горбунов. «Отец» четырех аэродромов, наставник целой плеяды именитых спортсменов, идейный вдохновитель и творец современного российского парашютизма. Человек, не боявшийся риска, экспериментов, не стеснявшийся быть первым везде: первая дропзона в сегодняшнем понимании этого слова, первые тандем-прыжки, первые студенты АФФ, первые буги на постсоветском пространстве, первый Чемпионат Мира… Все знали: где Горбунов — там развитие, где Горбунов — там строительство, где Горбунов — там полёты. Владимира Александровича характеризовали как делового и энергичного человека, светлого душой и открытого сердцем, истинно радеющего за свое дело. Без малого сорок лет он нёс знамя отечественного парашютного спорта, с каждым годом поднимая его все выше и выше.

Все началось в далеком 1971 году, когда Горбунов, уже несколько лет будучи спортсменом-парашютистом 3-го Московского городского аэроклуба на аэродроме Волосово, стал тренером-общественником сборной Москвы по парашютному спорту. С его приходом сборная резко «помолодела» — Владимир Александрович сделал ставку на молодых спортсменов, имеющих на своем счету около сотни прыжков, и не прогадал: на протяжении трех десятков лет сборная Москвы под его руководством всегда оставалась на пьедестале чемпионата СССР, ни разу не уступив места в тройке лидеров. Немалая доля советских мастеров спорта и мастеров спорта международного класса были именно горбуновскими воспитанниками.

В 1991 году, в последние месяцы существования Союза, Владимир Александрович стал начальником 3 МГАК – первым в истории ДОСААФ-а «гражданским» начальником аэроклуба, выросшим «от сохи», из спортсменов и тренеров, а не назначенным из отставных военных пенсионеров. Двадцать лет инструкторской работы и жизненная энергия сделали свое дело – аэродром Волосово получил новый толчок в своем развитии. В одном из немецких журналов, посвященных парашютному спорту, Горбунов увидел описание новой, невиданной ранее на советских просторах программы подготовки спортсменов-парашютистов – Accelerated Free Fall. В то же время в Звездном Городке проходил подготовку к космическому полету астронавт-англичанин, оказавшийся инструктором AFF у себя на родине. Любопытство привело Горбунова в Звездный Городок, где он «из первых уст» получил информацию о программе AFF и весьма заинтересовался ею.

В том же 1991 году американец Дон Ярлинг проводил в Германии курсы AFF-инструкторов. Владимир Александрович, с присущим ему духом новаторства, не стал упускать такой шанс, и первые три советских инструктора – Евгений Груздев, Юрий Лысак и Ирина Тивелькова – отправились на прохождение подготовки. Обучение не было легким: вся теория преподавалась на английском языке, и горбуновские посланники ночами напролет сидели над методичками со словарями, переводя и заново осмысливая все то, что преподавалось им днем.

После возвращения свежеиспеченных AFF-инструкторов на родину, Владимир Александрович совершил практически невозможное: «пробил» в ЦК ДОСААФ разрешение на обучение студентов по программе AFF. Впервые за полвека советский человек мог стать «крылатым» спортсменом не за много месяцев, а за несколько дней. Тем временем, прекратил свое существование Советский Союз, и аэроклубы ДОСААФа лишились своего финансирования. Парашютистам всей страны «обрезали крылья», инструкторский состав лишился зарплат, самолеты и вертолеты – топлива, и лишь Волосово под руководством упрямого новатора совершило революцию – начало обучать спортсменов и осуществлять «перворазные» прыжки за деньги. Аэродром встал на рельсы самообеспечения и покатил по пути прогресса, ведомый несгибаемым Горбуновым. Первые прыжки студентов AFF проводились с парашютами Д-1–5У, но уже в 1992 году один из австрийских гостей аэродрома продал в Волосово студенческую систему—«крыло». В эпоху тотальной разрухи и децентрализации дропзона, мало того что ухитрилась выжить, но и вышла на качественно новый уровень, став одним из лучших аэродромов не только России, но и Европы. В авиапарке были проверенные Ан-2 и Ми-8, а на сборы и буги прилетали гиганты Ми-26, давая возможность осуществлять массовые групповые прыжки.

Владимир Александрович смотрел вперед

В 1993 году он полетел в США на чемпионат мира по парашютному спорту в Аризоне. Взяв машину напрокат, Владимир Горбунов и Ирина Тивелькова посетили множество американских дропзон – знакомились с организацией аэродромов, с нюансами проведения прыжков и полетов. Оттуда же они впервые привезли в Россию ставшие ныне привычными слова «буги» и «манифест». Девяностые годы стали для Горбунова накоплением бесценного опыта и эпохой инноваций. В 1999 году был поставлен первый рекорд России в классе больших формаций – в волосовском небе собралась фигура из 87ми парашютистов. Вектор развития был определен, его темпы оставались высокими, и казалось, что над отечественным скайдайвом наконец-то появилось безоблачное небо.

Но, как водится, если одному хорошо, то кому-нибудь другому от этого обязательно будет плохо.

Летом 1999 года в Волосово прибыл новый ДОСААФовский руководитель со свитой. Посчитав количество куполов в небе (а всего за 1999 год в Волосово было совершено 43,5 тысячи прыжков!) и умножив их на цену подъема, кто-то из приезжих начальников произнес роковую фразу: «О, да здесь же Эльдорадо!». Это стало началом конца. Чиновники ДОСААФа решили отобрать у Владимира Александровича выпестованное его руками детище и назначить свое руководство в аэроклуб – ведь прийти «на готовое», да еще и прибыльное, дело заведомо легче, чем лично преодолевать все трудности, связанные с работой «с нуля». На аэродром начала прибывать комиссия за комиссией. Их не интересовало состояние летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, ремонт зданий и сооружений; у членов комиссии была четкая задача – найти (или выдумать) недостатки и поводы для претензий, чтобы сместить с руководящего поста талантливого и своевольного Горбунова. В отчетах комиссий появлялись записи, слабо понятные с точки зрения логики: к примеру, одним из «недостатков» было обозначено то, что с приезжающих автомобилистов не берут деньги за парковку машин. В классе инструктора Ирины Тивельковой заметили чайник и печенье – немедленно появилась пометка «распитие чая в рабочее время». После посещения операторской комнаты Владимира Какичева в отчете было записано «возможно подпольное тиражирование видеоматериалов». Последним ударом стало запрещение высотных полетов. Чиновники добились своего – осенью 1999 года Горбунов оставил пост начальника аэроклуба вновь пришедшему ДОСААФовскому назначенцу, и звезда Волосово угасла.

Торжествующие чиновники не рассчитали одного: вместе с Владимиром Александровичем знаменитую дропзону покинули те, кто вместе с ним ковал ее славу – спортсмены и инструктора, пилоты и просто неравнодушные люди. Вся горбуновская команда предпочла остаться со своим наставником, понадеявшись на его жизненную энергию и могучий опыт.

И Горбунов не подвел своих подопечных – в очередной раз совершив невозможное, в декабре 1999 года аэроклуб переехал в Тушино, вдохнув в него новую жизнь. Если до прихода Владимира Александровича тушинские самолеты не поднимались выше трехсот метров, то он смог добиться разрешения на подъемы до 3700 м. Спорт вернулся в Тушино под именем «специального лётного экспериментального отряда», а вместе с ним начала возрождаться и инфраструктура: практически в чистом поле поднялся манифест, заработало кафе, появились склады и учебные корпуса, снова началась подготовка студентов AFF.

И вновь организаторский талант Горбунова встал поперек горла власть имущим.

В январе 2001 года Владимир Александрович находился в Польше, поехав за польскими техниками для вертолетов Ми-8, ресурсными винтами и другими запасными частями. В его отсутствие лётный отряд, проработавший в Тушино чуть более года, был практически вышвырнут на улицу силами московского ОМОН-а. Недоумевавшим инструкторам и спортсменам отвечали лишь то, что некими чиновниками из администрации города территория аэродрома отведена под «элитное жилищное строительство» (к слову, по состоянию на 2014 год на этой территории так и не возникло ничего более «элитного», чем несколько автосервисов, рынок и строящийся второе десятилетие футбольный стадион). Вернувшийся в Россию Горбунов застал разоренный аэроклуб и подавленных людей, собирающих вещи.

В феврале-марте 2001 года горбуновская команда нашла временное пристанище в Егорьевском аэроклубе, не упустив шанс поделиться своим огромным опытом в организации прыжков и подготовке спортсменов-парашютистов. Параллельно с этим неутомимый Горбунов искал новую площадку, и ему улыбнулась удача – в мае того же года аэроклуб переехал на бывший военный аэродром в Ступино. Перед усталыми от бесконечных переездов инструкторами предстала голая земля, щербатая «бетонка» летного поля и полусгоревший домик на его краю. Казалось, судьба издевается над многострадальным клубом, но Владимир Александрович снова совершил подвиг, приложив неимоверные старания, свой опыт и организаторский талант, и аэроклуб, словно Феникс, начал возрождаться из пепла. Видя горящие глаза и энтузиазм своего начальника, инструктора и спортсмены, несмотря на череду пережитых потрясений, вновь начали работать. В первый год функционирования ДЗ Ступино инструкторский состав жил в палатках в чистом поле, манифест был организован буквально «на коленке» — на самодельных столах и в багажниках инструкторских машин. Постепенно отстроились учебные корпуса, укладочные, ангар, открылось кафе, появился штатный манифест… Дело начало налаживаться.

Высокий уровень спортсменов и мастерство инструкторов быстро сделали Ступинский аэродром известным во всем мире. 2003 год – рекорд России в классе больших формаций 100-way, 2005 год – рекорд 101-way, 2006 год – новый рекорд России 124-way и первый отечественный женский рекорд 38-way, 2007 год – снова установлен рекорд, женский 53-way! Энтузиазм спортсменов не угасал, весь аэроклуб был полон оптимизма и с надеждой смотрел вперед, видя огромные перспективы. С каждым годом клуб принимал все новых и новых членов, на его базе из молодых студентов AFF вырастали именитые спортсмены и молодые инструктора-парашютисты. Интересы Горбунова не ограничивались парашютным спортом – в Ступино открылась летная школа для пилотов, где могли обучаться даже те, кто до этого никакого отношения к авиации не имел.

Любопытная деталь: на седьмом десятке лет, когда иные люди не перемещаются дальше лавочки у подъезда, Владимир Александрович, никогда не державший в руках штурвал, решил обучаться пилотированию самолета в Ступинской летной школе, и это у него получилось – он полетел самостоятельно!

В эпоху расцвета ДЗ Ступино кто-то сквозь смех сказал Горбунову: «Владимир Александрович, вас надо и с этого аэродрома выгнать, чтобы вы еще какой-нибудь отстроили и раскрутили!». Тогда никто и подумать не мог, что эта шутка, подразумевавшая лишь восхищенное признание невероятного таланта и несгибаемой воли начальника аэроклуба, через пару лет станет страшной явью.

Пришел 2008 год, и аэроклуб вновь «попросили на выход»: высокопоставленные правительственные чиновники решили, что негоже военному аэродрому простаивать «просто так», не принося им прибыль. Официально было объявлено о строительстве в Ступино грузового терминала международного аэропорта «Домодедово». Предполагалось привлечение к проекту денег российских и малазийских бизнесменов при покровительстве представителей власти. История повторилась, и «было бы смешно, если б не было так грустно» — аэроклуб снова остался без своего дома. Одним росчерком пера дропзону фактически приговорили к смерти, вынудив ее руководство и весь персонал оставить собственноручно возведенные и уже обжитые корпуса, склады, ангары… Все, что верно служило семь лет, во что был вложен труд и частичка души каждого из членов клуба – все перешло к новым владельцам.

Кстати, наполеоновские планы по строительству грузового терминала так и не стали реальностью – техническая комиссия, прибывшая в Ступино после изгнания оттуда аэроклуба, пришла к выводу, что техническое состояние ВПП уже не позволит принимать тяжелые летательные аппараты, а полная реконструкция полосы повлечет за собой значительные затраты, на которые, само собой, бизнесмены идти не захотели… Огромный аэродром с двухкилометровой ВПП, фактически оставшийся бесхозным, начал медленно разваливаться. По состоянию на 2014 год в Ступино базируется лишь частная малая авиация. Былая слава военного аэродрома и всемирно известной дропзоны померкла и угасла.

Но Владимир Александрович не мог подвести своих людей – характер не позволил ему сломаться и оставить все как есть. Снова, уже в третий раз, собственными руками он сотворил чудо – нашел для своего аэроклуба новый дом. Аэродром Большое Грызлово близ города Пущино, где под руководством известного парашютиста и летчика Дмитрия «Капли» Киселева базировалась частная малая авиация, фактически предоставил клубу шанс воскреснуть вновь. Остается лишь удивляться нечеловеческому упорству Горбунова и бесконечному доверию со стороны его подопечных, которые и в этот раз не опустили руки и в апреле 2008 года принялись за создание новой дропзоны. В Большое Грызлово прилетели красавицы L-410; бывший склад химических удобрений был вычищен, перестроен, облагорожен и превратился в главное здание аэроклуба. Первый манифест открылся в летнем кафе перед ангаром, а затем, в июле, переехал на свое нынешнее место внутри здания и обзавелся компьютерной техникой. Титаническими усилиями команды аэроклуба, Большое Грызлово превратилось в идейного наследника и продолжателя Ступино. Главное осталось неизменным – профессионализм руководства, сплоченность, доверие и энтузиазм его команды. Появилась гостиница, автостоянка и ресторан, начала обновляться парашютная техника, с каждым годом дропзона становилась домом для все новых и новых спортсменов и инструкторов. Владимир Александрович всегда смотрел в будущее: совместно с Дмитрием Киселевым в Пущино планировалось также открыть летную школу, центр аэрофотосъемки, сервисный центр для самолетов Cessna…

Увы, всем этим планам не суждено было сбыться.

В ноябре 2010 года судьба забрала у нас Владимира Александровича Горбунова.

Нам остается лишь помнить его и жить так, как жил он: никогда не опускать руки, не терять надежду и всегда верить в свое дело. Продолжить его начинания, сохранить и приумножить все, что было создано его трудом.

Человек, уходя в мир иной, запоминается своим соратникам и потомкам своими деяниями. Трудно представить личность, сделавшую для советского и российского парашютизма столь же много. Личность, собственноручно «поднявшую» четыре аэродрома и сформировавшую вокруг себя эффективную команду столь же упорных единомышленников. По сей день мы пользуемся тем, что создал для всех нас Горбунов. Его Волосово, Ступино и Пущино были и остаются вторым домом для сотен и тысяч людей – инструкторов, спортсменов, летчиков, и просто друзей – тех, кто был очарован его энергией, простотой, оптимизмом и душевным теплом.

Его упорство и воля к победе будут примером для всех нас. Его безудержное стремление к развитию, прогрессу и достижениям живет в каждом из нас – российских парашютистов. Память о нем ведет нас в будущее, к новым высотам и новым победам. Весь отечественный скайдайв современности – его слава и наследие.

Спасибо вам, Владимир Александрович!

Мы помним вас!

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter

Comment on this Article:







КОНТАКТЫ

Чтобы опубликовать на сайте новость\статью\видео\ссылку нужно зарегистрироваться или отправить письмом на адрес info@skysport.ru