Обзор смертельных происшествий за 2007 год в США. Автор: Пол Ситтер
“Каждое из них – горе”
В 2007 году в США погибло восемнадцать человек выполняя прыжки с парашютом, что представляет минимальную цифру в США с начала 1960-х годов когда выполнялось только несколько тысяч прыжков в год. Это хорошие новости для спорта, но для друзей и близких это не уменьшает трагедии.
Целью ежегодного обзора смертельных происшествий подготовленного USPA является напоминание о тех опасных областях о которых мы уже слышали и выявление областей в которых риск начинает увеличиваться. Нам, как индивидуальным парашютистам, инструкторам, тренерам и владельцам дроп зон это должно помочь избежать ненужный риск в нашем спорте. Цена уплаченная нашими товарищами слишком высока для нас чтобы игнорировать эти уроки.
Описания происшествий публикуемые в журнале Парашютист, очерки в других парашютных изданиях и интернет форумы позволяют сделать анализ каждого случая в отдельности и выяснить что произошло не так. Эти уроки приобретенные тяжелым путем позволяют нам учиться на ошибках других; имеется достаточно того чему можно научиться произведя детальное исследование каждого происшествия. А с другой стороны взгляд на “большую картину” которую мы получаем взяв год смертельных происшествий произошедших в парашютном спорте и группируя их по категориям иногда выявляет опасные области с болезненной ясностью. К тому же это дает нам возможность сравнить статистику происшествий одного года по сравнению с другим.
Под заголовком каждого раздела приведено количество парашютистов погибших в данной категории и процент от общего количества происшествий.
НЕТ ПОПЫТКИ ОТКРЫТИЯ/НИЗКОЕ ОТКРЫТИЕ (NO PULL/LOW PULL) – 1 (6%)
Парашютист погибший в этой категории в 2007 году был относительно неопытнен и прыгал в вингсьюте. У него было чуть более 100 прыжков и, как сообщается, менее 20 из них было с вингсьютом. К тому же он прыгал с одолженным вингсьютом на парашютиской тусовке [бугах]. Двое других парашютистов которые прыгали с ним в тот раз не видели чтобы у него были какие-либо проблемы в свободном падении. К сожалению, эта смерть показывает многие факторы риска связанные с этой категорией: относительно малый опыт, незнакомое оборудование и отсутствие прибора [AAD]. В добавок, он пользовался высотомером крепящимся на тыльную сторону ладони, который труднее видеть парашютисту летящему с расставленными в стороны руками, то как летают в вингсьютах. И еще, его высотомер показывал 300м [1000фт] на земле после происшествия – хотя это и могло произойти после удара о землю.
СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
* Приборы для автоматического открытия [AAD], которые изначально использовали преимущественно на студенческих системах, в настоящее время используются практически всеми парашютистами. Наличие прибора – это основная причина по которой уменьшилось количество смертей в данной категории. Являясь отличной идеей в любом случае, прибор становится бесценным во время таких прыжков как прыжок в винге, так как он предоставляет запасной вариант в случае потери стабильности, потери ориентации по высоте или в случае проблем с оборудованием. Даже если парашютист прыгающий в винге и может уменьшить вертикальную скорость и падать со скоростью при которой прибор не будет активирован, все же он не получит никаких преимуществ если решит прыгать без прибора.
* Пищалки могут служить хорошим средством помогающим сохранять ориентацию по высоте.
* USPA SIM (Информационное Пособие для Парашютиста), раздел 6-9, рекоммендует чтобы парашютисты начинающие прыгать в вингах имели как минимум 500 затяжных прыжков (или 200 затяжных прыжков сделанных за последние 18 месяцев) и чтобы они провели обучение у парашютиста имеющего [достаточный] опыт прыжков в винге перед тем как начинать это дело.
ОТКАЗЫ (MALFUNCTIONS) – 3 (17%)
Раньше мы жили в мире когда проблемы были более ярко выраженны. Отказ основного парашюта был очевиден на открытии, и парашютисты имели процедуры поведения в нестандартных ситуациях чтобы справиться с любой проблемой. Это все еще имеет место быть, но не всегда – как показывают первые два происшествия в этой категории.
* Два парашютиста с эллиптическими куполами имели нормально работающие парашюты перед тем как столкнулись с проблемами.
* Парашютист с сильно загруженным 111-футовым куполом пролетел через спутный след другого купола примерно в 13м [40 футов] над землей. Турбуленции
от первого купола было достаточно для того чтобы второй купол сложился, что привело к смертельному приземлению.
* Летя изначально по прямой, парашютист получил закрутку быстро потянув вниз одну клеванту, что привело к вращению купола 7-10 раз перед тем как он ударился о землю.
* У студента на открытии оборвалась стропа управления, что привело к вращению его слабо загруженного купола из нулевки, и продолжалось до приземления. Несмотря на то что, по описанию, вращение не было очень сильным, этого было достаточно чтобы получить смертельные травмы на приземлении.
СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
* Сильно загруженные купола более устойчивы к турбуленции из-за увеличенного давления воздуха в секциях. Несмотря на это, для высокоскоростных куполов лучше не иметь никаких проблем с турбуленцией на низких высотах так как они менее склонны прощать ошибки и из-за того что над головой парашютиста находится меньшее количество материи. Пилоты парашютов давно знали о турбуленции возникающей по ветру от препятствий, но некоторые парашютисты не знают то что купол, как и самолет, оставляет за собой полосу взбудораженного воздуха. Одна из дополнительных заметок для парашютистов, в особенности тех кто практикует высокоскоростные заходы на посадку – это избежание пролета через эту полосу.
* Современные высокоскоростные купола способны поворачивать быстрее чем сам парашютист, и это может привести к закрутке. Если одна из клевант в этот момент опущена, напряжение скрученных строп и свободных концов может зажать стропу управления в этом положении, и это приведет к неконтролируемому повороту или спирали. Лучше ознакомиться с характеристиками полета купола с осторожностью и имея при этом достаточно высоты.
* С любым куполом кроме огромного матраса (и даже не всегда и в этом случае), приземление в неконтролируемом вращении небезопасно. Иногда парашютист может замедлить или остановить поворот с помощью клеванты или заднего свободного конца противоположного направлению поворота. В случае неконтролируемого поворота вертикальная скорость парашютиста увеличивается – особенно если поворот превращается в спираль. У высокоскоростного купола увеличивается не только вертикальная скорость но и центробежная сила. Поэтому, как только парашютист понял что поворот является неконтролируемым – настает время использования запаски, и чем выше – тем лучше.
* Всегда есть люди считающие что вчерашние «высокоскоростные» купола становятся сегодняшними студенческими куполами. Но купол есть купол, и вчерашний высокоскоростной таким и останется даже если сегодня появится еще «скоростнее». Неопытные парашютисты будут иногда делать ошибки при принятии решений, так что оборудование для студентов и парашютистов с небольшим опытом должно какую-то часть этих ошибок прощать.
ПРОБЛЕМЫ С ЗАПАСКОЙ (RESERVE PROBLEMS) – 1 (6%)
Система запасного парашюта спроектирована и изготовлена для того чтобы на нее можно было положиться, но она не «пуленепробиваема». Парашютист погиб после того как запасной парашют не смог найти свободное пространство для раскрытия. Изначально, во время открытия одна из строп основного парашюта зацепилась за его ногу, что привело к отказу типа “подкова”. Он своевременно отцепился и инициировал открытие запаски, но она запуталась с основным парашютом.
СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
* Запаска – это последний шанс, и парашютист описанный выше использовал ее как того следовало. В другой раз она может быть его и спасла. Парашютисты должны помнить что запаска оставшаяся в закрытом ранце никогда не спасет чью-либо жизнь.
* Отказ типа “стремя” это самый худший вариант где скорость падения парашютиста сильно не уменьшилась по сравнению со скоростью свободного падения, и у него остаются секунды на реакцию. Лучший вариант это иметь как можно больше свободного пространства над запасным парашютом в момент его открытия, хотя не всегда можно что-то сделать. Фрибэг и стреньга на запаске были спроективаны так чтобы увеличить шансы открытися запаски даже если медуза зацепится за самого парашютиста или его оборудование, но шансы успешного открытия запаски только увеличены а не гарантированы.
* Правильная позиция тела при раскрытии основного парашюта может кардинально уменьшить шанс того что он зацепится за тело или оборудование.
СТОЛКНОВЕНИЯ (COLLISIONS) – 5 (28%)
Несмотря на то что этот раздел включает столкновения в свободном падении, все парашютисты попавшие в прошлом году в эту категорию столкнулись под открытыми куполами. Опыт парашютистов разный и варьируется от 14 прыжков до 8000+. Одна из проблем с подобными происшествиями это то что они, довольно часто, включают по крайне мере одного парашютиста который не может ничего сделать чтобы их избежать. Если твой купол открыт и кто-то находится сверху и сзади тебя, ты вероятно не сможешь увидить – тем более избежать – другого парашютиста.
* Два парашютиста, у одного 125 а у другого 14 прыжков, прыгали поздно во второй половине дня. Создалось впечатление что более опытный парашютист находился на более низкой высоте. Рапорт говорит о том что оба выполняли стандартную «коробочку» приземления (по ветру, поперек и финальный заход), но нижний парашютист делал левые повороты в то время как верхний делал правые. Столкновение произошло приблизительно на высоте 80м [250 футов], и других куполов вокруг не было. (Были противоречивые сообщения о том сделал ли студент разворот на 360 градусов непосредственно перед столкновением или нет). Купола так и остались запутанными во время всего падения до земли.
* Два очень опытных парашютиста погибли когда нижний в «коробочке» приземления шел со стандартными поворотами в то время как верхний сделал разворот на 270 градусов для высокоскоростного приземления. Когда на высоте примерно 70м [200 футов] над площадкой приземления верхний парашютист влетел в нижнего, оба купола сложились и так и оставались пока оба парашютиста не упали на землю.
* Два парашютиста открылись после группового прыжка. Один купол открылся с закруткой и повернул налево, а второй открылся и тут же повернул направо. Два парашютиста столкнулись и их купола запутались. Прокрутившись примерно 500м [1500 футов], одному парашютисту одалось отцепить основной купол на высоте примерно 170м [500 футов] над землей. Его запаска снабженная скайхуком немедленно открылась, и он приземлился с минимальными повреждениями после 10-секундного полета под куполом. После этого второй парашютист был освобожден от запутавшихся куполов но его запаска только начала выходить в тот момент когда он ударился о землю.
СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
* Если во время свободного падения вокруг тебя находятся другие, то необходимо иметь свободное пространство вокруг во время открытия. Также хорошая идея – браться во время открытия за задние свободные концы, это позволит мгновенно начать поворот потянув за ЗСК не тратя время на поиск клеванты. (Эта же техника поможет сделать «противодействующий» поворот если купол после открытия начинает входить в спираль).
* Запутывание и спираль могут привести к тому что столкнувшиеся парашютисты входят в замешательство и теряют ориентацию. Но имея достаточную высоту, вы можете сообщать друг другу о том что собираетесь делать. Очень редко имеет смысл оставаться запутанным более чем несколько секунд до того как по крайней мере один парашютист отцепится, что часто решает проблемы или же улучшает обстановку для второго парашютиста так что у него остается больше времени разрешить ситуацию.
* Если на заходе на посадку сильный трафик, подумайте о том не лучше ли приземлиться где-нибудь в другом месте. Как говорил один прозорливый товарищ, «лучше идти пешком в ангар чем ехать в машине скорой помощи».
* Довольно легко можно зациклиться на желаемой точке приземления и потерять понятие о том что происходит вокруг. Когда вокруг есть другие купола то отличным способом повышающим шансы выживания становится привычка постоянно сканировать окружающие воздушное пространство, находясь под куполом.
ПРИЗЕМЛЕНИЕ (LANDING) – 4 (22%)
Вот несколько ситуаций в которые попали парашютисты во время завершения прыжка, что привело к смертельному исходу.
* В двух разных случаях, парашютисты очевидно пытались избежать столкновения с препятствиями или приземлиться по ветру, и начали резкий разворот намного ниже 30м [100 футов].
* Один парашютист с высокоскоростным куполом во время крайнего разворота на посадку похоже упустил свободный конец или зацепил клеванту. До того как он смог с этим что-либо поделать, его сильно загруженный купол влетел вместе с ним в землю на большой скорости.
* Во время крайнего взлета в тот день, у опытного парашютиста весившего 75 килограмм [165 фунтов] произошел высокоскоростной отказ. Очевидно, он низко отцепился, а потом как прибор открыл запаску. Хотя не ясно на какой высоте открылась запаска, доклад о происшествии говорит о том что слайдер был спущен и 145-футовая запаска, загруженная 1.25:1, не имела повреждений. Парашютист пережил приземление, но в результате скончался из-за травм нижней части тела.
СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
* Даже со средней загрузкой, куполу требуется высота чтобы выйти из сильного разворота. Более 100 человек погибло при приземлении своих основных парашютов за последние 10 лет – большая часть из-за поворотов сделанных слишком низко над землей. Сейчас большую опасность представляет небезопасное управление куполом нежели электрические провода или другие препятствия на приземлении. Далее, поворот на 90 градусов или меньше – вот все что надо чтобы избежать препятствие или приземление по ветру; даже если парашютисту придется приземляться поперек ветра, при правильном падении [в смысле PLF, падение с перекатом], это редко выльется во что-то более серьезное чем грязный комбез.
* При выборе куполов, выбор твоего основного купола не должен быть твоим единственным занятием. Некоторые парашютисты выбирают запаску основываясь скорее на объеме уложенного купола чем на его полетных характеристиках. Выбирая запаску, не забывайте Закон Мэрфи («если это может произойти, это произойдет»). В то время как приземление маленького купола на дроп зоне во время запланированного прыжка обычно не является проблемой, не забывай о том что можешь оказаться под запаской, вдалеке от дроп зоны, в сумерках, полном штиле и возможно имея только 30 секунд чтобы проверить купол, найти клеванты, найти место для приземления и выполнить безопасное приземление.
* Использование RSL может уменьшить время между отцепкой и открытием запаски. Есть вероятность того что RSL могла спасти парашютиста в этой категории который низко отцепился.
ОСТАЛЬНОЕ (OTHER) – 4 (22%)
Количество происшествий в этой категории в 2007 году увеличилось включив в себя 3 смерти связанные с физическим состоянием парашютисков и одним связанным с купольной акробатикой.
* У трех парашютистов были медицинские проблемы во время – или в результате – прыжка. Всем было за 50 или 60 лет.
* Два парашютиста ветерана, у обоих более 2000 прыжков, потеряли сознание и скончались во время прыжков – один в свободном падении (прибор открыл запаску) и один под куполом. В обоих случаях, подозревается сердечный приступ или инсульт.
* Другой парашютист, студент, получил травмы после раскрытия в нестабильной позиции. Несмотря на то что травмы не выглядели серьезными, он скончался через два дня в результате этих травм.
* Купольная акробатика это часть спорта с особыми рисками. Во время попытки построения большой формации, два парашютиста запутались между собой. Один парашютист отцепился и приземлился на запаске, а оставшийся парашютист остался запутанным в обоих парашютах, которые перешли в “колокол” и начали крутиться. (В “колоколе”, оба парашюта летят в сторону земли, и скорость спуска намного выше чем обычно). Тот факт что они крутились добавил проблем, и парашютист не смог освободиться от парашютов или открыть запаску перед тем как упал на землю.
СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
* Во времена круглых парашютов и соответствущих резких раскрытий и приземлений, парашютный спорт был спортом молодых людей. С тем оборудованием что у нас есть сейчас, открытия и приземления уже не такие. Тем не менее, все еще существуют требования с физической и ментальной стороны. Так что, общее состояние здоровья должно быть важным фактором – особенно с возрастом. Имеет смысл периодически делать медицинское обследование.
* Хотя купольная акробатика и имеет риски, хорошо спланированные прыжки с достаточным запасом высоты редко несут с собой такие трагические последствия. Правильное планирование и тренировки сильно снизят любой дополнительный риск.
КОММЕНТАРИИ
ПРИЗЕМЛЕНИЯ
Основное количество смертельных происшествий в парашютном спорте за последние 15 лет произошло при попытке посадить нормально работающий парашют. Даже глядя на статистику отдельных лет, эта тенденция проявлялась на протяжении 13 из 15 лет. В этом году, надо сказать, это не было основной причиной парашютных происшествий. Возможно это проблеск надежды. Определенно, безопасное управление куполом должно быть областью повышенного внимания для всех спортсменов; может даже более важным является продуманный и осторожный выбор основного и запасного купола каждым отдельно взятым спортсменом. Выбор купола должен основываться на опыте, весе и уровне риска приемлемого для желаемых летных характеристик. Советы производителя, инструкторов, дилеров и других опытных парашютистов должны также играть свою роль.
СТОЛКНОВЕНИЯ
В первый раз за всю историю, столкновения стали самой большой категорией смертей в парашютном спорте. Столкновения под куполом становятся новой возникающей проблемой. Особенно серьезны происшествия при заходе на посадку, так как в таких случаях остается мало времени на решение проблемы. Далее, 2007 год не являлся исключением. За последние 10 лет, 19 парашютистов погибли в результате столкновения в «коробочке». Смешивание разных процедур при заходе на посадку становится смертельно. Студенты приземляющиеся там же где остальные парашютисты, военные и гражданские в одном и том же месте, парашютисты приземляющиеся по стандартной «коробочке» и те кто приземляется на высокоскоростных куполах, и люди которые просто летят по нестандартной траектории «коробочки» – все это ситуации при которых возможны столкновения с минимальным временем реагирования. Конечно, летать нужно с осторожностью; знать о тех кто находится вокруг тебя и при возможности выбирать площадки приземления с меньшим трафиком – это некоторые их тех вещей которые ты можешь сделать как отдельно взятый парашютист. Тем не менее, даже этого не достаточно, так как купол выше и сзади тебя может оказаться тем самым невидимым и неизбежным куполом даже для осторожного парашютиста. Дроп зоны должны создать и контролировать правила приземления, и должны существовать правила защищающие парашютиста который в целях безопасности делает все что может.
ПОЛ
Несмотря на то что женщины представляют 13% парашютистов в США, ни одна женщина не погибла в 2007 году.
ЗДОРОВЬЕ
Несмотря на то что медицинский вопрос уже обсуждался в разделе ОСТАЛЬНОЕ, те же правила применимы для любого парашютиста, а требования для пилотов, инструкторов тандемов и АФФ а также остальных работников дроп зон даже более критичны. Их деятельность напрямую влияет на безопасность прыжков студентов (и остальных парашютистов). Так что, это не личное решение, а часть их профессионального подхода, чтобы убедиться в том что они готовы к каждому аспекту прыжка – включая их способность к действию с медицинской точки зрения.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
На одной дропзоне с хорошим менеджментом возникла ситуация когда погиб парашютист но об этом не узнали в течение нескольких дней. Обстоятельства приведшие к путанице были довольно понятны, но это показывает необходимость отвечать за каждого человека на каждом взлете. Конечно очевидно что иметь подобное отношение это в лучших интересах дроп зоны, парашютисты, пилоты, зрители и персонал не должны оставаться в стороне если подозревают что-то неладное. Каждая минута на счету – если к парашютисту не придет помощь в нужное время то травма может превратиться в смерть.
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Выбор и управление куполом все еще являются наиболее заметными и предотвратимыми источниками травм и смертей в парашютном спорте. Мы склонны фокусироваться на происшествиях при приземлении как индикаторе важности умения управлять куполом или же этим умением пренебрегать. В действительности, это не только приземления: отказы обычно серьзнее на более загруженных куполах. Смешевание высокоскоростных и обычных заходов на посадку определенно влияет на категорию столкновений. Некоторые происшествия связанные с запаской напрямую связаны с размером запаски по сравнению с весом парашютиста, и некоторые проблемы со здоровьем перечисленные в категории «остальное» могут быть связаны с характеристиками открытия купола. Короче, выбор купола может напрямую влиять на каждую категорию смертей с возможным исключением категории «нет попытки открытия». Следовательно, выбор который ты делаешь при подборе основного и запасного парашюта является самым важным решением в плане безопасности, который мы все делаем будучи парашютистами.