Главная » БЕЗОПАСНОСТЬ » Сейчас читаете:

Мягкий вытяжной парашют – правильная конструкция и обслуживание

11 декабря, 2015 БЕЗОПАСНОСТЬ

Мягкий вытяжной парашют – правильная конструкция и обслуживание

Конструкция мягкой медузы

Bill Booth (президент Relative Workshop), изобретатель мягкой медузы

Хотя я обладаю патентом на мягкий вытяжной парашют для ручного раскрытия («мягкая медуза»), я никогда не требовал от других производителей отчислений за его использование, и не публиковал подробностей его конструкции. Я боюсь, что это привело к появлению плохо сделанных вытяжных парашютов: люди копировали мою конструкцию, но копировали неправильно. Я слишком часто вижу вытяжные, сделанные неизвестно кем, и сделанные неправильно.

Не знаю, как для вас, но для меня одним из самых неприятных отказов, который может прийти в голову, является зависание на медузе, когда она тянет достаточно сильно, чтобы расчековать ранец, но недостаточно, чтобы вытащить камеру. Что делать? Если просто лежать и ждать — вас ждет встреча с землей. Если вы дернете запаску, основной, скорее всего тоже выйдет — а в спутанных основном и запасном куполах тоже веселого мало. Что делать? Просто – не прыгайте с плохо сделанным или неправильно отрегулированным вытяжным парашютом.

Как определить, все ли в порядке с вашей медузой?

Для начала – несколько определений.

  • «Верх» (аpex) – центр верхней (тканевой) части медузы.

  • «Юбка» (skirt) – место, где соединяются сетка и ткань.

  • «База» (base) – центр нижней (сеточной) части медузы.

  • Центральная лента (сenterline) – одна или две ленты, определенной длины, которые идут от верха к базе.

  • Стреньга (bridle) – лента (двойная – если у вас коллапсируемый вытяжной), которая соединяет базу с камерой.

  • Стропа коллапса (кill line) – стропа (только на коллапсируемых медузах), которая идет от верха медузы внутри стреньги к камере (или, в некоторых конструкциях – к верху основного купола).

  • Силовые ленты (support tape) – четыре тонких ленты, пришитые к сетке, идущие от базы к юбке.

  • Направление растяжения (bias) – направление, в котором сетка растягивается сильнее всего (диагональная линия, под углом в 45 градусов к квадратикам сетки).

  • Извините за все эти определения – но без них вы не разберетесь, о чем я сейчас буду говорить.

    Теперь — простая часть. Если вы хотите, чтобы ваш вытяжной парашют всегда работал правильно – убедитесь, что в наполненном состоянии ни одна часть юбки не находится выше «верха». Другими словами – убедитесь, что ни ваша центральная лента, ни стропа коллапса не слишком короткие. Я поднял «верх» моей мягкой медузы над юбкой по двум причинам. 1. Это помогает медузе наполняться быстрее. 2. Такая медуза создает на 11% больше тягового усилия. Однако, если верх опускается ниже любой части юбки – такая медуза не будет работать правильно.

    Как это проверить? Расколлапсируйте медузу, как при обычной укладке. Теперь возьмите медузу за стреньгу в месте крепления к базе и переверните (чтобы медуза повисла бобышкой вниз). Одновременно тяните вниз бобышку («верх») и каждую силовую ленту в тех местах, где они крепятся к юбке. Верх медузы должен оставаться на уровне (а еще лучше — слегка ниже) юбки, но ни в коем случае не выше юбки (помните, что определения верх-низ в этом случае относятся только к перевернутой медузе, которую вы держите бобышкой вниз для проверки). Теперь посмотрите на силовые ленты на сетке. Если они пришиты по направлению растяжения сетки – ваша медуза сделана правильно. Если они пришиты не по направлению – это означает, что сетка посередине между каждой парой силовых лент будет растягиваться сильнее, и может позволить юбке опуститься ниже «верха». Попробуйте. Это как круглый парашют со стропами разной длины. Такая конструкция плохо работает. Эта очень распространенная ошибка в конструкции вытяжного парашюта может не позволить медузе полностью наполниться или, в крайних случаях, может помешать наполниться совсем. Если конструкция вашего вытяжного парашюта на грани допустимой – с течением времени ситуация будет становиться все хуже и хуже.

    Теперь – о том, как «настраивать» правильно сделанный вытяжной парашют. Стропу коллапса обычно делают из спектры (микролайна). Трение во время коллапсирования приводит к нагреву стропы, а спектра при нагреве сжимается. Это означает, что со временем ваш вытяжной может перестать наполняться полностью. Используйте методы проверки, которые вы узнали, вовремя распознайте эту ситуацию и исправьте ее.

    Это — только основные факторы конструкции вытяжного парашюта. Я не касаюсь других важных вещей – таких как выбор ткани и сетки, и того как размер медузы в сочетании с весом вашего купола влияет на скорость выхода купола, тяговое усилие, жесткость раскрытия и вероятность отказов.

    Что значит «правильно сделанный» вытяжной? Вам нужно, чтобы вытяжной расчековал ранец и вытянул камеру основного быстро – но не слишком быстро. Если медуза тянет камеру слишком медленно — это угрожает закруткой (потому что несимметричная камера дольше находится в потоке и может вращаться), или ступором (нерасчековкой) камеры (если стропы перехлестнут камеру). Это, не считая того, что вы дольше пропадаете на раскрытии. Если медуза тянет слишком быстро, это может привести к жесткому или неупорядоченному раскрытию (ситуация line dump — преждевременный выход строп из камеры до их полного натяжения), либо смещению слайдера до начала раскрытия (это БОЛЬНО и увеличивает шанс отказа).

    Идеальная «скорость выхода» (скорость, с которой купол выходит из камеры до полного натяжения строп) – около 15 метров в секунду. Допустимые значения – от 9 до 21 метра в секунду. Если ваш вытяжной парашют не обеспечивает выполнение этих условий, я не считаю его безопасным. Как определить «скорость выхода» на вашей системе? Посмотрите на видео вашего раскрытия, и посчитайте кадры на покадровой перемотке (в системе NTSC – 30 кадров в секунду, PAL – 25). Приемлемое время от раскрытия камеры до натяжения строп – от 0.45 до 0.75 секунд (от 11 до 19 кадров в системе PAL). Быстрее или медленнее – вы напрашиваетесь на неприятности.

    «Скорость выхода» для конкретной системы зависит от размера, материала и особенностей конструкции вытяжного парашюта и веса основного купола в камере. Также на нее влияет ваша скорость на раскрытии, материал строп, и то, как вы укладываете пучки в соты и какие резинки используете.

    Рекомендации по обслуживанию коллапсируемой мягкой медузы

    Derek Vanboeschoten (AKA Hook)

    Коллапс медузы изнашивается в нескольких местах. Ниже описано какие места нужно проверять, и что можно сделать, чтобы продлить жизнь коллапса медузы.

    Микролайн (спектра) сжимается от тепла, вызванного движением внутри стреньги, а сама стреньга с течением времени растягивается – это вызывает изменения первоначальных регулировок. Поскольку эти изменения очень медленные, они происходят практически незаметно – пока вы не начинаете чувствовать задержки при раскрытии. Для того чтобы проверить длину стропы коллапса, расколлапсируйте медузу и посмотрите на стропу коллапса. Она туго натянута вдоль двух (в некоторых конструкциях – одной) белых лент, которые соединяют верхнюю часть вытяжного парашюта со стреньгой? Если да – стропа коллапса слишком коротка, и не дает медузе полностью наполниться. В расколлапсированном состоянии, при натянутых белых лентах в стропе коллапса должна оставаться слабина. Также, если на раскрытии бобышку затягивает в отверстие в нижней части вытяжного (в середине сетки) – коллапс слишком короткий. Ваш риггер может легко заменить стропу коллапса (или, если это возможно, удлинить ее).

    Проверьте швы, которые крепят бобышку к медузе. Если бобышка оторвется, у вас будет полный отказ. Проверьте стреньгу – особенно место, где к стреньге крепится шпилька. Если вы нашли поврежденные швы – попросите риггера это исправить. Если оторвется шпилька, вы получите отказ «зависание на медузе». Во время полета под куполом камера свободно вращается вокруг стреньги. Рано или поздно стреньга износится и может оторваться в месте люверса на камере. Попросите риггера осмотреть систему, если вы увидели износ.

    Коллапсируемый вытяжной или нет – в любом случае, его ткань (как нулевка, так и F-111) изнашивается точно так же, как и ткань купола. Со временем воздухопроницаемость ткани увеличивается, что уменьшает тяговое усилие медузы. Рано или поздно медуза перестанет тянуть – вы получите зависание на медузе или ступор камеры. Показатель проблемы с тягой вытяжного – пауза между броском медузы и выходом купола из камеры.

    Пришить на медузу заплатку достаточно сложно – тем более что заплатка может заставить медузу вращаться при раскрытии, это может привести к закрутке. При износе сетки на ней появляются дырки, которые быстро увеличиваются. Если на ткани или сетке вытяжного появились дырки – замените медузу.

    Проверяйте вытяжной парашют каждый раз, когда вы делаете ежемесячное обслуживание тросиков отцепки и замков КЗУ. Это просто, и это может предотвратить отказ. Если вы в чем-то не уверены при проверке своего вытяжного – попросите риггера помочь.

    Если вы в чем-то не уверены при проверке своего вытяжного – попросите риггера вам помочь!

    Источник
    skysport.ru

    Перевод
    skysport.ru

    • Facebook
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Twitter

    Comment on this Article:







    КОНТАКТЫ

    Чтобы опубликовать на сайте новость\статью\видео\ссылку нужно зарегистрироваться или отправить письмом на адрес info@skysport.ru