Когда приходится работать головой или особенности скайдайв-фотографии
Когда приходится работать головой или особенности скайдайв-фотографии
Когда люди начинают прыгать с парашютом, они переживают невероятные ощущения, которые невозможны на земле. Свободное парение, потоки воздуха, безумно красивые виды земли — все это, естественно, хочется запечатлеть на память. Однако не каждому парашютисту позволяется брать с собой камеру, а только скайдайв-фотографам, которые имеют соответствующую подготовку.
Что касается меня, то фотография скайдайвинга не является моей единственной специализацией. Будучи профессиональным спортивным фотографом, мне приходится снимать скайдайвинг лишь периодически. Конечно же, это мое хобби и мечта.
Что снимают в воздухе?
Самый распространенный тип воздушной фотографии — это съемка тандема. Многие туристы, прыгая в тандеме, предпочитают нанять воздушного фотографа-оператора, который запечатлеет этот невероятный момент. Именно в этом виде съемок обычно куются кадры скайдайв-фотографов, поскольку на популярных дроп-зонах в хороший сезон операторы иногда делают по 5–10 прыжков в день. Кроме того, это один из немногих способов заработать на жизнь, занимаясь этим непростым делом.
Оператор занимает призовые места и награждается вместе со всей командой
Также воздушный оператор является неотъемлемой частью любой спортивной парашютной команды, так как все дисциплины, кроме приземлений, можно оценить только по предоставленным видеоматериалам. Его мастерство является залогом успеха на соревнованиях. По этой причине оператор занимает призовые места и награждается вместе со всей командой.
Скайдайв-фотограф работает головой
Главным атрибутом скайдайв-фотографа является специальный шлем с креплением для камеры. Шлемы бывают разные. Самые простые — обычные круглые шлемы с приклеенным креплением для экшн-камеры. Чуть сложнее — шлемы с небольшой плоской площадкой для крепления камеры на макушке и иногда на виске. Самые сложные — шлемы, изготовленные мастерами на заказ точно под голову фотографа. Сейчас появились компании, которые выпускают модульные решения, где все необходимые компоненты можно докупить самостоятельно и установить на самый простой круглый шлем. Но есть одно общее правило — все операторские шлемы должны сидеть на голове максимально плотно. На скорости свободного падения от 180 до 300 км/ч шлем может колебаться или задираться на голове и тогда картинка будет некачественная.
Камеры имеют несколько вариантов креплений. Коммерческие фотографы, которые посвящают скайдайв-фотографии все свое время, предпочитают помещать камеры в жесткие боксы. Во-первых, это продлевает срок службы камеры, а во-вторых, так удобно устанавливать и доставать камеру, не откручивая никаких болтов. В этом деле очень важна оперативность. Простые фотографы, как я, предпочитают использовать открытые съемные площадки, к которым камеры прикручиваются обыкновенным штативным болтом. Сюда можно установить любую камеру под конкретные нужды.
Сейчас я использую самый современный модульный шлем Cookie Fuel. Его можно собрать и модернизировать самостоятельно из компонентов, которые доступны в магазине. Это отличный, эстетически приятный шлем, который, в зависимости от комплектации, подходит как студентам-парашютистам, так и матерым воздушным операторам.
Теоретически одного шлема может хватить на всю жизнь. Правда, если не учитывать тот факт, что форматы фото-видеооборудования с годами сильно меняются, и крепления под съемочную технику тоже меняются. Например, совсем недавно многие операторы прыгали с видеокамерами типа Sony PC350E, которые имели вертикальную ориентацию и крепились на висок. На многих современных операторских шлемах до сих пор имеется плоское место на виске для установки подобной аппаратуры.
На один шлем может быть установлена как одна очень большая камера для киносъемки, так и много маленьких. По причине специфики и дороговизны этого спорта, большинство операторов предпочитают снимать одновременно на несколько камер, записывающих в разных форматах или просто дублирующих друг друга, чтобы избежать потери информации.
Я предпочитаю использовать одновременно фотокамеру для съемки фотографий и экшн-камеру для съемки видео. В свое время выбрал Sony Alpha a6000 (сенсор формата APS-C, разрешение 24,3 Мпикс.), потому что она очень легкая, компактная, скоростная и по характеристикам в целом не уступает многим дорогим зеркалкам. В качестве экшн-камеры использую Sony Action Cam FDR-X3000 — самую современную 4К-камеру с оптическим стабилизатором изображения. Вообще, видеокамеры Sony издавна были самыми популярными среди воздушных операторов, благодаря качественной оптической стабилизации.
Большинство операторов предпочитают снимать одновременно на несколько камер
Все современные камеры Sony удобны тем, что они легко подключаются к телефону при помощи датчика NFC. Это необходимо сделать, чтобы перед съемкой откалибровать прицел. Глядя в телефон, я прицеливаюсь на объект, находящийся примерно на планируемом расстоянии до объекта съемки, и настраиваю прицел. Когда настройки сделаны, как бы ни двигался шлем на моей голове во время прыжка, я всегда смогу нацелить камеры на объект съемки.
Разумеется, все съемочные параметры выставляются заранее на земле — выдержку, диафрагму, проч. Как правило, в подобных съемках применяются широкоугольные объективы, которые разумно использовать в ручном режиме. Например, я устанавливаю на камеру Sony Alpha a6000 объектив Sony E 16mm F2.8 с fisheye-конвертером (или без него). Резкость — примерно на 2–2,5 м.
Спуск затвора фотокамеры осуществляется при помощи рта. Для этого я применяю устройство Blow Switch. Это такая трубка, и если в нее подуть, то срабатывает затвор. Среди всех технических решений, которые сейчас доступны, это самое удобное, надежное и долговечное. Еще бывают так называемые «кусалки», которые надо кусать для срабатывания затвора, но они быстро выходят из строя, и их надо менять или ремонтировать.
Видеокамера включается в самолете перед прыжком или сразу после открытия парашюта, чтобы видео не получилось слишком длинным. Выключается уже на земле. Как правило, один прыжок вместе с приземлением длится около 5 минут, но собственно свободное падение — всего 40–60 с. Так что у скайдайв-оператора не очень много времени на съемку, приходится все делать быстро. Хочу отметить, что за время моей практики ни фотокамера Sony Alpha a6000, ни видеокамера Sony Action Cam FDR-X3000 ни разу не подвели.
Проблемы, опасности, предостережения
Воздушная съемка связана с целым рядом опасностей, поэтому в серьезных аэроклубах новичку никогда не разрешат использовать камеру. Нужно совершить, как минимум, двести (!) прыжков, согласно стандартам UPSA (Ассоциация парашютного спорта США), получить категорию «С», пройти специальный инструктаж, получить допуск в парашютной книжке, и только после этого будет выдано разрешение на проведение фото-видеосъемок в воздухе. К слову, чтобы набрать 200 прыжков, потребуется совершать их в течение около года. Российские аэроклубы не входят в Ассоциацию парашютного спорта США, но, как правило, ориентируются на ее стандарты.
Итак, какие опасности подстерегают начинающих скайдайв-фотографов в воздухе? Во-первых, камера может запутаться в стропах, парашют не раскроется нормально, а парашютист получит травму шеи. Для этого большинство профессиональных операторских шлемов имеют специальные наплывы на висках, за которые камера не должна выступать. А на случай, если это происходит (что-то цепляется за камеру), все операторские шлемы оборудованы системой аварийного сброса. Обычно это какая-нибудь шпилька, при выдергивании которой шлем раскрывается и легко слетает с головы. Если такой системы нет, но нет и смысла приобретать такой шлем. Шлем с техникой сбрасывается без сожалений, ведь жизнь дороже.
Чтобы стать скайдайв-фотографом, нужно совершить минимум двести прыжков с парашютом
Во-вторых, некоторые операторы прыгают с такими тяжелыми камерами (набором камер), что во время открытия парашюта голову приходится придерживать руками во избежание травм позвоночника. Если по какой-то причине парашют откроется более жестко, чем планировалось, оператор сильно рискует здоровьем. Поэтому для прыжков с тяжелой техникой используются специальные сверхнадежные парашюты, основной функцией которых являются максимально мягкие и предсказуемые открытия.
Заключение
Научиться прыгать с камерой можно практически на любой крупной дроп-зоне, как в России, так и за рубежом. Иногда там проводятся специальные семинары, посвященные скайдайв-фотографии. Но в любом случае нужно понимать, что подобная съемка серьезно отличается от наземной. В воздухе нельзя быть любителем — только профессионалом.
Начните фото-видеосъемку в воздухе с маленькой и легкой камерой.
Cоветы:
Совершить 200 прыжков и получить категорию «C».
Приобрести модульный шлем, причем обязательно с системой аварийного сброса.
Не делать больших перерывов, иначе придется проходить восстановительный курс.
Навыкам фотографа сильно помогают полеты в аэротрубе.
Источник
alphapro.sony.ru