Главная » БЕЗОПАСНОСТЬ » Сейчас читаете:

Боишься снаряги? Знай свою систему!

11 декабря, 2015 БЕЗОПАСНОСТЬ

Боишься снаряги? Знай свою систему!

Думаете, что знаете свой парашют? Постоянное появление новых опций и возрастающая сложность снаряжения могут создать опасную зону незнания. Эта статья постарается вдохновить вас на стремление определить и понять особенности своей конкретной системы и переосмыслить то, как вы будете с ней обращаться.

Cистемы, в которых уходящий основной помогает в раскрытии запасного парашюта (MARD — Main Assisted Reserve Deployment System), программируемые пользователем страхующие приборы, транзиты, фрифлайные подушки, стреньги для вингсьютов, безрезиночные камеры — как развивается конструкция парашютных систем в наши дни? Скайдайверы получают свою первую категорию вместе с умением укладывать «обычный» парашют, обслуживать КЗУ и менять петлю зачековки основного парашюта, но это далеко не всё оборудование, с которым им придётся иметь дело. Будучи готовыми лишь к выбору между 7 и 9 секциями и любимыми цветами, они сталкиваются с целым ворохом неожиданных вариантов. Это как после долгой жизни в деревне, где есть только бабушкино ванильное мороженое, вдруг оказаться в Ben & Jerry’s посреди Times Square (там доступны сразу больше сотни сортов).

Опций и их комбинаций так много, что это делает почти каждую систему уникальной. У того, кто не является действующим риггером с многолетней практикой, нет никаких шансов знать все особенности всех используемых систем достаточно хорошо, чтобы собрать из них идеальную. Более того — даже для риггера это может быть непростой задачей. Каждая новенькая система, которую вы получаете от дилера, поставляется вместе со своими особенностями, ограничениями и требованиями. И как только вы возьмёте её с собой в небо, вслед полетят дополнения, сервисные бюллетени и обязательные доработки. В такой ситуации парашютисту остаётся только одно: знать своё снаряжение.

Знай свое снаряжение

Это старое, как парашютный спорт, правило относится не только к новичкам, которые ищут себе первую систему, но и к прожжённым скайдайверам, у которых давно есть парашют. Поскольку… Давайте посмотрим: вы, как и большинство других парашютистов, поговорили с людьми перед покупкой, получили какие-то советы, нашли систему, которая отвечает вашим запросам, купили её, прыгнули… Это было потрясающе, так что поиски информации закончились. Если это сработало один раз, то и дальше всё будет нормально, так?

Но факт в том, что многие (если не большинство) из нас пренебрегают поиском как можно большего количества информации, чтобы выработать правильные действия в особых случаях для своей конкретной системы, не говоря уж о выборе процедуры предпрыжковой проверки и обслуживания своего снаряжения. И это можно объяснить: парашютисты вокруг вас могут знать едва ли достаточно для того, чтобы безопасно прыгать на своих системах. Мало кто из них сможет дать вам адекватные советы относительно вашей. В результате, осторожные и аккуратные пилоты, которым не хватило знаний и тренировки, пополняют отчёты о происшествиях.

Используйте предложенную нами весёлую викторину, чтобы понять, на какой вы стороне. На большинство вопросов есть простой правильный ответ с очень небольшим пространством для обсуждения, но они показывают важность деталей, которыми часто пренебрегают. Если не брать в расчёт карикатурные неправильные ответы, придётся признать: все эти умные и резонные вопросы на самом деле задавали реальные владельцы систем. И некоторые из этих владельцев были лицензированными риггерами! Некоторые вопросы относятся к специфическим опциям и могут не иметь никакого отношения к вашей системе. Однако они касаются систем, одну из которых вы в один прекрасный момент можете взять на прыжок — другой. Или, возможно, не сможете найти ни одного ответа, который относиться к вашей системе. В таком случае, наверняка, вы достаточно умны, чтобы прочитать это…

Каково предназначение фрибэга (камеры запасного парашюта)?

а. Улучшать репутацию дропзоны и рекламировать снаряжение на бугах.

b. Обеспечить запасному парашюту продолжение раскрытия в случае, если стреньга или вытяжной парашют запаски за что-нибудь зацепятся.

c. Удерживать в себе уложенный парашют, чтобы слайдер мог развернуться в чистое небо, если порвётся резинка контейнера запаски.

Правильный ответ: b

Слово «фри» отражает тот факт, что фрибэг (он же — камера ЗП) не прикреплён к верхнему полотнищу запасного купола. На большинстве основных парашютов камера прикреплена к верху центральной секции, чтобы её не приходилось после каждого прыжка разыскивать по полю. Пилоты быстрых и маленьких куполов часто используют RDS (removable deployment system) — систему, в которой камера основного парашюта также не прикреплена к куполу. Однако у RDS камера при помощи длинной ленты крепится к слайдеру, который, с целью уменьшения сопротивления, пилоту приходится каждый прыжок снимать и засовывать в карман или за пазуху. А вот фрибэг запаски каждый раз улетает и приземляется отдельно.

Что такое safety stow?

а. Это когда мы выкидываем подушку отцепки и кольцо запаски в результате выполнения процедур по борьбе с отказом.

b. Шкафчик с замком на дропзоне.

c. Эластичная петля, предназначенная для того, чтобы удерживать пучки строп, зачековывающие камеру запасного парашюта на большинстве систем.

Правильный ответ: с

Safety Stow — это петля из резинки, которая может свободно скользить в канале камеры запасного парашюта. Каждый конец петли оборачивается вокруг строп, которыми фрибэг зачековывается при укладке. В теории, если при раскрытии запаски стропы одного из зачековочных пучков заклинит в резинке, это не приведёт к отказу — ведь тогда петля просто выскользнет из канала фрибэга и позволит запаске наполниться нормально. Большинство safety stow заканчивают свои дни, порвавшись от старости во время переукладки, и большинство производителей ранцев настаивает на том, чтобы их заменяли на фабрично изготовленные запчасти. Safety stow используются в подавляющем большинстве систем раскрытия запасного парашюта.

Что такое «петля Коллинса»?

a. Kанал в приводе транзита (RSL), в который пропускается жёлтый трос зачековки КЗУ.

b. Tриммирующее устройство, используемое между вторым и третьим разворотом.

c. Cтропа, присоединённая к фрибэгу, чтобы можно было вернуть его после раскрытия.

Правильный ответ: а

Петля Коллинса (изобретённая для United Parachute Technologies Кайлом Коллинcом) — это петля или канал, который добавляют в привод RSL (ленту между свободным концом и шпилькой контейнера ЗП, которую ещё называют транзитом). В этот канал продет длинный жёлтый трос КЗУ. Когда в результате отцепки отходит свободный конец с той стороны, к которой присоединён транзит, петля Коллинса додёргивает жёлтый трос, чекующий КЗУ противоположного свободного конца. Таким образом, обеспечивается отход обоих свободных концов ОП до того, как выдёргивается шпилька запаски.

Что такое «хвостик Коллинса»?

a. Причёска изобретателя Петли Коллинса.

b. Доработка, которая предотвращает отказ петли Коллинса.

c. Движение во фрифлае, которое позволило выиграть кубок мира 2012 года.

Правильный ответ: b

После того, как компания UTP представила скайхук, производители начали добавлять «хвостик», который выглядит как дополнительная лента с петлёй на конце, в конструкцию отцепки второго свободного конца. Это сделано, чтобы предотвратить самопроизвольную отцепку, которая могла стать следствием довольно маловероятной последовательности событий. Однако не все ранние системы со скайхуком были доработаны.

Что такое «Упорядочивающая петля» (Staging loop)?

a. Mесто для установки стендов производителей снаряжения во время буг.

b. Tип подушки отцепки, которая использует стальной кабель, обшитый тканью.

c. Петля из эластичной резинки, которая задерживает раскрытие запасного парашюта до тех пор, пока вытяжной парашют ЗП не будет обеспечивать достаточное усилие.

Правильный ответ: c

На некоторых системах упорядочивающая петля удерживает крайние два клапана контейнера ЗП до тех пор, пока вытяжной парашют или MARD (вспомогательная система раскрытия запасного парашюта при помощи отходящего основного) не будут тянуть достаточно сильно, чтобы справиться с ней. Выглядит это как дополнительная резиновая петля в текстильной оплётке, зачекованная не шпилькой, а сложением стреньги запасного парашюта. Этот дополнительный шаг в последовательности раскрытия предохраняет выход фрибэга из ранца до тех пор, пока вытяжной парашют или MARD не тянут достаточно сильно, чтобы точно вытянуть тяжёлую камеру и обеспечить раскрытие запасного парашюта. Использование упорядочивающей петли помогает не допустить спутывания в случае задержек с выходом медузы ЗП или нарушения последовательности раскрытия (например, если кольцо запаски выдернуто до отцепки в случае низкоскоростного отказа или в ситуации срабатывания страхующего прибора во время успешного наполнения основного купола). Установка упорядочивающей петли не является обязательной, но вам надо принять решение — устанавливать её или нет — до того, как риггер начнёт укладывать запаску.

Какая разница между транзитом (RSL) и системой помощи в раскрытии запасного парашюта уходящим основным (MARD)?

a. Все MARD — это транзиты, но не все транзиты обеспечивают помощь в раскрытии запаски при помощи уходящего основного.

b. MARD и транзит — две совершенно не связанные друг с другом системы.

c. Раскрытие запасного парашюта уходящим основным может случиться только на AFF.

Правильный ответ: a

Любое устройство, которое использует сопротивление отходящего основного купола, чтобы раскрыть запаску (выдернуть трос привода шпильки ЗП или саму шпильку), называется транзитом. В дополнение к этому транзиты с системой MARD также соединяют отходящий основной со стреньгой запасного парашюта, чтобы при отцепке помогать быстрее вытягивать камеру ЗП из ранца.

После отцепки MARD может раскрывать запаску гораздо эффективнее, чем вытяжной парашют. Система аккуратно спроектирована так, чтобы минимально влиять на раскрытие запасного парашюта в случае, если парашютист выдёргивает кольцо без предварительной отцепки (например, при полном отказе) или при срабатывании страхующего прибора.

Какое из нижеперечисленных утверждений истинно?

a. Если у меня есть MARD, мне стоит отсоединять маленький карабин на свободном конце в тех же самых ситуациях, что и при использовании обычного транзита.

b. Tренинг для некоторых опасных ситуаций (приземление на дерево, провода, строения, в сильный ветер, при столкновении куполов и при одновременном раскрытии основного и запасного парашютов) различен для MARD и для транзита.

c. Из отчёта USPA о происшествиях следует, что сложности, возникающие в результате наличия в системе транзита, MARD или страхующего прибора, а в особенности комбинации этих опций, значительно перевешивают их плюсы.

Правильный ответ: а

Пока ничто не указывает на то, что парашютисту, использующему систему с MARD, стоит изменить свои стандартные действия при столкновениях куполов или приземлении на неподходящие площадки по сравнению с системами, на которых установлен транзит.

На какой высоте стреляет мой страхующий прибор?

a. На 500 метров ниже моей обычной высоты раскрытия.

b. Зависит от настроек по умолчанию.

c. 250 метров над уровнем моря.

Правильный ответ: b

Целевая высота срабатывания цифровых страхующих приборов варьирует в зависимости от производителя и предназначения устройства. Первоначально производители устанавливают её на уровне 250–300 метров (проверьте, кстати, руководство по эксплуатации своего прибора), однако, есть специальная функция для учёта разницы между уровнями аэродрома взлёта и площадки приземления (если она есть). Сейчас некоторые страхующие приборы позволяют пользователям устанавливать свои настройки высоты срабатывания по умолчанию.

Сколько высоты надо набрать самолёту после отрыва от полосы, чтобы мой прибор засчитал начало подъёма и активировался?

a. Половину высоты активации.

b. Высоту выброски.

c. Зависит от страхующего прибора.

Правильный ответ: c

Страхующий прибор должен зафиксировать набор определённой высоты за определённый период времени, прежде чем перейдёт в активный режим. Эта высота зависит от производителя прибора, модели и установок. Некоторые AAD не перейдут в активный режим до достижения минимальной высоты аварийного покидания. Найдите ответ в инструкции к прибору, который установлен в вашей системе. Обычно он содержится в главе, посвящённой информации для пилотов самолётов, летающих на выброску.

Возможно ли в моём страхующем приборе установить новую высоту активации (не считая возможности каждый раз перед прыжком выставлять поправку к высоте активации)?

a. Да.

b. Нет.

c. Mожет быть.

Правильный ответ: с

Некоторые страхующие приборы предоставляют пользователю возможность выставлять высоту срабатывания по умолчанию самостоятельно. Пользователя при этом предупреждают о необходимости соответствующим образом скорректировать высоту раскрытия основного парашюта и высоту принятия решения об отцепке.

Нужно ли мне отправлять прибор, если производитель требует проводить его регулярное обслуживание?

a. Да.

b. Нет.

c. Возможно.

Правильный ответ: а

Руководство любого аэродрома нашей страны обязует пользователя проходить все процедуры технического обслуживания прибора в соответствии с указаниями производителя.

Если мой страхующий прибор не сможет перерубить петлю зачековки ЗП, смогу ли я раскрыть запаску, дёрнув за кольцо?

a. Да.

b. Нет.

c. Может быть.

Правильный ответ: с

На системах с полностью открытой и полностью закрытой вершиной вытяжного парашюта ЗП частичное обрубание петли может оставить контейнер запасного парашюта в безнадёжно закрытом состоянии (да-да, игра окончена). Если это произошло на системе, у которой пиропатрон находится на дне контейнера ЗП, а шпилька ЗП над верхним клапаном (это характерно для ранцев с частично открытой медузой ЗП) — выдёргивание кольца должно приводить к нормальной расчековке контейнера и раскрытию запасного парашюта.

Чтобы предотвратить протыкание стреньги изогнутой шпилькой зачековки контейнера основного парашюта (это приводит к полному отказу), мне стоит всегда ориентировать шпильку…

a. Tак, чтобы она выглядела как элемент улыбающейся рожицы.

b. Tак, чтобы она выглядела как элемент грустной рожицы.

c. В соответствии с текущей инструкцией производителя.

Правильный ответ: с

Люди до сих пор далеки от понимания проблемы протыкания стреньги шпилькой ОП, так что она часто просто игнорируется…примерно как глобальное потепление. У кого-то есть сомнения относительно используемых материалов и инженерных решений. Некоторые производители изменили схему укладки стреньги, предложили альтернативную укладку, переделали крепление шпильки, усилили зону, которая может быть проткнута, или скомбинировали вышеперечисленные подходы. Однако мануалы по укладке блистательно обходятся без дискуссий и инструкций, как предотвратить этот тип отказов.

Итак, сколько вы в самом деле набрали?

Некоторые из этих вопросов относятся к каждой системе. Некоторые — к большинству. Некоторые — лишь к избранным брендам, и даже к конкретным моделям избранных брендов. Так что если вы ответили на все вопросы правильно, наверное стоит бросить свою обычную работу, заняться риггерством и бежать поскорее в офис Ассоциации парашютной индустрии (PIA). Если вы засомневались или ответили меньше чем на половину вопросов — возможно, вы в опасности, в зависимости от того, какие именно из вопросов вызвали у вас затруднения.

Источник
parachutistonline.com

Переод
Дмитрий Демин

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter

Comment on this Article:







КОНТАКТЫ

Чтобы опубликовать на сайте новость\статью\видео\ссылку нужно зарегистрироваться или отправить письмом на адрес info@skysport.ru