Аэродром “Танай”: один день подготовки Мирового рекорда
Дропзона «Танай» вновь собрала лучших парашютистов мира на открытый чемпионат по парашютному спорту «Акробатика групповая – большая формация» – «Калейдоскоп Сибирский Экспресс». «Сибирский Экспресс» – последовательное построение нескольких фигур в свободном падении большой формации, то есть группа спортсменов должны построить три фигуры за минуту свободного падения, отсюда, собственно, и название «Калейдоскоп».Это событие мирового масштаба, которое проводится в Сибири второй раз в рамках подготовки к Мировому Рекорду World Team 500.Мероприятием руководит всемирно известный БиДжей Ворт – капитан команды WorldTeam, организатор всех мировых парашютных рекордов, каскадер и постановщик голливудских трюков. Наши корреспонденты посмотрели, как проходят рабочие будни влюбленных в небо спортсменов.
Улыбка каскадера
На «Танае» необычайно безлюдно – в этом году “Калейдоскоп Сибирский Экспресс 2012″ проходит без зрителей. Сегодня здесь только профессионалы, только люди, близкие к небу. Взлетно-посадочное поле заливает яркое солнце. Начинается третий день чемпионата. Спортсмены завтракают, одеваются и выходят на наземную тренировку. В центре главное лицо – БиДжей Ворт. Он приветливо улыбается. Этот человек просто заряжен позитивом.
– Это уже второй «Сибирский Экспресс». В прошлом году мы тоже были здесь, в дропзоне «Таная» и проводили тренировки. Мы собрались все вместе и прыгнули в небо над прекрасной Сибирью. И это большой успех этого мероприятия, что спортсмены захотели вернуться сюда снова, уже в этом году. Если говорить лично обо мне, то я нашел в своем сердце место для Сибири. Я здесь уже в четвертый раз, и это место чудесно. Я приглашаю сюда своих друзей со всего света. Сегодня мы попытаемся построить три фигуры в одном прыжке, и как организатор, я буду доволен, если все получится! Я думаю, что нынче полеты пройдут хорошо, мы создадим отличную команду, и все будут счастливы, увидев результат! – делится мыслями голливудский каскадер.
Сложности построения
На улице ни ветерка. Шумят моторы, на фоне зеленой травы мелькают разноцветные комбинезоны. Парашютисты готовятся к боевому вылету. Проверяют экипировку, надевают шлемы. Прямо на траве они репетируют перестроения, которые совершат в воздухе. Собравшись в большой круг, парашютисты обнимаются, подбадривают друг друга громкими криками. Обсудив важные детали предстоящего прыжка, люди направляются к самолетам.
Пятьдесят участников «Калейдоскопа» из разных стран – России, Украины, Америки, Франции, Венесуэлы, Германии и Японии поднимутся на высоту шесть тысяч метров, чтобы построить в небе три сложные фигуры. На такой высоте кислорода почти нет, поэтому самолеты оборудованы кислородными баллонами, и во время набора высоты спортсмены дышат через специальные трубки. Парашютисты шагают в небо с трех воздушных судов – это два самолета Л-410 и один Ан-28.
Время свободного падения – всего полторы минуты, потом надо открывать парашют. За это время спортсмены должны перестроиться в небе таким образом, чтобы, зацепившись друг за друга, одну за другой образовать три фигуры, похожие на рисунки в калейдоскопе. Каждая фигура состоит из трех секторов и у каждого сектора есть свой капитан. Так легче координировать действия. Например, капитан одного из секторов – Аля Веселова. Это опытнейший инструктор России, у нее на счету не одна сотня прыжков. Аля является рекордсменом мировых соревнований по парашютному спорту, и прыгает покруче иных мужчин!
– Вот! Вот они! Полетели! – кричит девушка в белой футболке.
Вскидываю голову. В ослепительно – голубом небе, на первый взгляд, нет ничего, кроме пары кудрявых облаков. Солнце слепит глаза. Присматриваюсь. Точно! Маленькие темные точки рассредоточились по всему небу, но контуры фигуры еще просматриваются.
– Разбежались! – комментируют у меня за спиной.
– Первый этап после того, как фигура построена и зафиксирована – это разбежка. Спортсмены разбегаются на безопасное расстояние. У каждого есть свой коридор, это примерно сто метров друг от друга, и на этом расстоянии уже можно открывать парашют. Второй этап – безопасный трафик приземления. Посадочная площадка поделена на сектора, у каждого спортсмена есть понимание – с какой стороны заходить, какой разворот сделать, как обеспечить оптимальный угол атаки парашюта, чтобы приземлиться безопасно – комментирует вице президент Федерации Парашютного Спорта России, мастер спорта международного класса по парашютному спорту Андрей Барабаш.
Заснять «Калейдоскоп»
Оказывается, увидеть с земли фигуры «Калейдоскопа» очень трудно, особенно если мешает солнце. Поэтому вместе со спортсменами прыгает фотограф и три видео-оператора – они снимают прыжок с трех ракурсов. На их шлемах прикреплены фотоаппараты и камеры, и картинка получается самая настоящая, не выстроенная и не постановочная.
А тем временем спокойную синеву неба нарушают разноцветные купола. Проходит пара мгновений, и спортсмены заходят на посадку. Кто-то спускается плавно, а кто-то – с огромной скоростью, со свистом разрезая воздух. Возвращаясь с поля, парашютисты улыбаются. Японская парашютистка Хасимото Юкари, зажимая подмышкой парашют, показывает мне большой палец. Наверное, все прошло удачно!
Сейчас они отнесут свои парашюты на укладку, а сами примутся обсуждать прыжок. Укладчики парашютов – едва ли не самые ответственные люди во всей дропзоне. Они раскладывают парашюты на полу огромного ангара, а затем хитрым способом сворачивают, укладывая на место. Меня уверили, что это квалифицированные сотрудники, отлично знающие свое дело. И правда, работают они очень аккуратно и четко.
А в это время совещаются капитаны секторов, обсуждая основные моменты прыжка. После – все вместе смотрят видеозапись, спорят, отмечают ошибки.
– Технически построить большую формацию очень сложно, на это способен не каждый скайдайвер. Поэтому в первый раз редко получается хорошо. Но мы будем учится работать все вместе. У нас прекрасные спортсмены, мастера, и мы намерены выйти на новый, высокий уровень – говорит БиДжей Ворт.
Ветер Таная
В перерывах между прыжками спортсмены пробуют в деле новое развлечение – аэротрубу. Внутри, с помощью потоков восходящего воздуха создается ощущение свободного падения, почти не отличимое от настоящего. Максимальная скорость потока – приблизительно двести пятьдесят километров в час! Эта труба – единственная на весь Кузбасс. В ней могут полетать те, кто мечтает прыгнуть с парашютом, но боится. А пока здесь тренируются парашютисты. Перед тем, как зайти в аэротрубу, они засовывают в уши беруши. Несмотря на то, что шлем частично заглушает рев воздуха, спортсмены, наверное, предпочитают оттачивать свои умения в тишине. Чего только они не вытворяют! И полет вверх ногами, и сложные перевороты! Кажется, что эти люди действительно умеют летать, и даже крыльев им для этого не нужно! Спортсмены выходят из аэротрубы совершенно спокойными, в отличие от меня, впервые в этой трубе ощутившей, что такое «свободное падение».
– Привыкаешь. Уже не страшно и даже не удивительно. Пожалуй, аэротруба – это просто весело. Ведь помимо отработки движений в ней можно просто побалдеть – рассказывает мне спортсмен в белом шлеме.
Увлеченные небом
Парашютисты прыгают пять раз в день. Раз за разом отрабатывают они перестроения, правильные движения. На каждый комбинезон пришиты захваты – нашитые на рукава и штанины полоски ткани, наполненные пеной. Именно за них и держат друг друга спортсмены на огромной скорости свободного падения. Захваты обязательно делают контрастного цвета, чтобы они не сливались с комбинезоном.
В этом году в «Калейдоскопе» участвует пятьдесят человек, и это на девять меньше, чем в прошлом. Зато фигур стало больше – три, и это рекорд для танайской дропзоны.
– Этот чемпионат – одновременно серьезная подготовка и встреча единомышленников, встреча людей, увлеченных небом. В этот раз собрались очень разные люди. Вот, например, капитан немецкой команды. Он один олицетворяет весь немецкий парашютизм. Немцы – очень сильная сборная, это наши основные конкуренты. В прошлом году они нас победили, в этом году будем им отвечать в Москве. В принципе, Россия, Америка, Франция и Германия – страны, которые задают вектор развития парашютному спорту в мире. Поэтому, сегодня мы сотрудничаем, – рассказывает Андрей Барабаш.
По громкоговорителю объявили последний боевой вылет на сегодня. Спортсмены бегут к самолету. Один опоздавший запрыгивает внутрь аккурат перед закрытием двери. Большие металлические птицы медленно набирают скорость и идут на взлет. Они уносят ввысь бесстрашных спортсменов, настоящих мастеров своего дела – людей, влюбленных в небо…