Загрузка
Понимание термина “загрузка купола” поможет вам стать более грамотным пилотом. Это важное понятие поможет вам развить навыки пилотирования и увеличит ваши знания о летных характеристиках парашютов.
Загрузка определяется как полный вес в снаряжении, разделенный на площадь купола, и выражается как отношение веса в фунтах на квадратный фут купола. Для рассчета своей загрузки наденьте все снаряжение, в котором (и с которым) вы прыгаете, и взвесьтесь (самым точным будет взвеситься перед посадкой в ЛА). Разделите полученный “полный” вес в фунтах (для перевода из кг в фунты, нужно свой полный вес в кг разделить на 0,453 – прим.пер.) на площадь вашего купола в футах. Полученный результат – и есть ваша загрузка. Например, спортсмен с полным весом 180 фунтов под куполом в 130 футов будет иметь загрузку 1,4:1. Что эта цифра на самом деле означает?
Пилоту купола трудно представить летные характеристики парашюта в виде цифр. Горизонтальная скорость и скорость снижения, резвость разворотов, усилие на клевантах/свободных концах, скорость возврат на глиссанду – все эти показатели субъективны и зависят от восприятия пилота. Одному спортсмену купол может показаться вялым, в то время как другой под точно таким же куполом чувствует себя выпущенной стрелой. Загрузка – единственный числовой показатель, по которому парашютисты еще до прыжка могут представить поведение купола, до которого собираются уменьшаться (или – если уж на это пошло дело – увеличиваться). Если вы меняете тип купола – с квадрата на эллипс, с F111 на нулевку – это тоже нужно принимать во внимание. Но общее (для куполов одного типа) правило следующее: с увеличением загрузки летные показатели увеличиваются. К этому общему правилу, однако, существует несколько поправок.
Производитель куполов испытывают свои парашюты в широком диапазоне загрузок. Они публикуют рекомендованные для каждой модели минимальные и максимальные загрузки. Если ваша загрузка меньше, чем минимально рекомендованная производителем – вы можете не получить обещанных для этой модели летных характеристик.
Летный характеристики купола нельзя представить в виде линейной шкалы. Распространенным заблуждением является то, что уменьшение с 169 купола до 149-го приведет к такому-же увеличению загрузки, что и уменьшение с 189 до 169. Это не так: хотя в обеих случаях ваш купол уменьшается на 20 футов, эти 20 футов составляют 10,6 процентов общей площади 189-го купола, а в случае с 169-м куполом – уже 11,8 процентов. Таким образом, уменьшение с 169 до 149 больше увеличивает загрузку, чем уменьшение с 189 до 169. По мере перехода на все меньшие купола, уменьшение площади на одно и то же значение будет приводит к все большему изменению загрузки и связанных с ней характеристик. Например, уменьшение с 110 до 90 (на те же 20 футов) представляет собой уменьшение площади купола на 18,1 процентов. Чем выше загрузка, тем сильнее с ее дальнейшим увеличением изменяются летные показатели. Например, увеличение загрузки на 0,3 при переходе с загрузки 1,8 до 2,1 приведет к более резкому росту летных показателей, чем увеличение на те же 0,3 при переходе с 0,8 на 1,1.
При одинаковой загрузке 1,4, показатели купола 169 будут отличатся от показателей купола 109. Это связано с тем, что меньший по размеру купол, меньший по размеру пилот под ним и более короткие стропы создают меньше сопротивления. Также более короткие стропы позволят 109 разворачиваться быстрее – потому как короткие стропы не дают пилоту далеко вылетать из под купола (и это также уменьшает сопротивление).
На летные показатели также влияет и конструкция парашюта. Например, купол с косыми нервюрами при загрузке 1,6 будет летать намного быстрее семисекционника из F111 с той-же загрузкой 1,6. На летные показатели также влияют тип строп, удлинение купола, материал, из которого он сделан, и его форма (эллипс, полуэллипс или квадрат). При одинаковой загрузке и прочих равных факторах, эллипс будет всегда летать лучше квадрата.
Еще один фактор – ваш полный вес. Чем вы тяжелее, тем резче будет изменяться ваша загрузка при уменьшении купола. Загрузка легкого спортсмена будет увеличиваться медленее, чем загрузка тяжелого. Эта диспропорция, опять-же, усиливается с дальнейшим увеличением загрузки.
Загрузка влияет на скорости купола – в том числе на скорость сваливания. Увеличение загрузки увеличит среднюю и максимальную скорость вашего купола, и скорость его ввода свал.
Подсчитав загрузки всех куполов, на которых вы прыгали, вы можете сопоставить цифры загрузки со своими ощущениями о летных характеристиках этих куполов и использовать эту информацию, чтобы заранее представить полет под куполом нового для вас размера. Это очень важный инструмент при выборе нового купола. Не забудьте таже учитывать различия в форме и конструкции нового купола.
Если вы подумываете о новом, меньшем по размеру куполе – или о куполе того же размера, но с более высокими скоростными характеристиками – прежде всего спросите себя: “Умею ли я все, чему меня может научить мой нынешний купол?”. Можете ли вы пилотировать купол во всех режимах от полного до торможения, и точно сажать его при любых условиях? Если вы честно отвечаете “да”, то вашим следующим шагом будет выяснить свою текущую загрузку, а также загрузку под куполом, который вы планируете взять. Вооружившись этими цифрами, обсудите варианты с вашим инструктором или ответственным ДЗ по безопасности. Также обсудите свои планы с риггером. Вам нужно будет определиться, придется ли под новый купол брать новый ранец, и если да, то какого размера? А также проверить, насколько будут совместимы ваш запасной и новый основной купола. В процессе принятия решения вы также честно должны спросить себя – а зачем собственно вы хотите уменьшаться? Чтобы быть как другие, чтобы выглядеть круто? Это очень плохой повод покупать маленький основной. Некоторые производители могут сделать купол любого, нужного именно вам размера – это позволит вам точно подобрать загрузку, а не быть “где-то в районе”.
Подсчет вашей текущей загрузки и сравнение ваших ощущений от полетов под другими типами и размерами куполов с разными загрузками в прошлом помогут вам сделать правильный выбор своего следующего купола. Будьте осторожны при одновременном уменьшении и смене типа купола.
[Derek Vanboeschoten (ник Hooknswoop) – 3000+ прыжков, живет в Колорадо, США. Инcтруктор AFF и статик-лайн, тандем-мастер, старший риггер, имеет про-рейтинг. Основной купол – Icarus EXTreme VX-60, загрузка от 2,6 до 3,1. Ни одной связанной с парашютным спортом травмы со времени первого прыжка в 1995 году. Постоянный автор конференций www.dropzone.com. Любезно разрешил публикацию переводов некоторых своих заметок по безопасности и пилотированию.]
Перевод Федоро Мозгового.