Главная » БЕЗОПАСНОСТЬ » Сейчас читаете:

Соревнования по лётным качествам, часть 2: Стратегии

Март 29, 2016 БЕЗОПАСНОСТЬ

Соревнования по лётным качествам, часть 2: Стратегии

В первой части этой статьи мы рассказали о правилах, задачах и истории соревнований по пилотированию вингсьютов. Теперь поговорим о том, что необходимо для успешного выступления. Одним из главнейших факторов является контроль старта своего полёта для того, чтобы влететь в зачётное «окно» с правильным углом атаки, дифферентом и желаемой скоростью.

Соревновательные стратегии

Поскольку автор этих строк фигурировал и в роли директора, арбитра и даже продюсера нескольких соревнований, мы имеем возможность из первых уст услышать, как соревнующиеся обсуждают, а иногда всего лишь загадочно намекают на свои стратегии успеха. Учитывая разнообразие весов и строения тела пилотов, а также марок и моделей вингсьютов и влияние этих факторов на задания по скорости, дистанции и времени, становится ясно, почему необходимо прибегать к различным стратегиям, чтобы получить наилучший общий зачётный результат в трёх полётах каждого раунда соревнований. К примеру, высокий худой пилот совсем не с такой лёгкостью будет выступать в задании на скорость, как плотнотелый коротыш, но этому же крепышу в задании на время совсем не легко будет побороть рослого легковеса.

С учётом этих особенностей с нами поделился своими советами Brian «Lurch» Caldwell — настоящий ветеран соревнований на качество полёта, поднимавшийся на мировые подиумы многократно в последние годы.

Задание на время

Эта дисциплина благосклонна к легковесным спортсменам. Но это не значит, что грузным пилотам тут нечего ловить. Покиньте борт (как всегда, сложив крылья хотя бы в течение первых 2–3 секунд после отделения во избежание удара о хвостовые стабилизаторы), возьмите верный курс и сразу войдите в пике с тангажем (наклоном «носа» к горизонтальной плоскости) 45 градусов. Держите этот дифферент (синоним тангажа).

Вход в зачётное «окно»

Когда аудиосигнал пропищит, дерзайте! Полностью расправьте крылья, если на время разгона вы их подсложили, возьмите уверенно грипперсы, лягте максимально плоско и надавите вниз на руки. В идеале вам надо быть ровно в середине этого манёвра, когда прозвучит пищалка: слишком рано начнёте — и уже будете терять скорость, которую можно было конвертировать в горизонтальную инерцию при входе в «окно»; слишком поздно начнёте — будете продолжать стремительно терять высоту, когда задача как раз сохранять её как можно больше.

Разверните вингсьют

Когда завершите полностью выравнивание, уверенно лягте на крылья и используйте все особенности своего вингсьюта для обеспечения наименьшего снижения. Распластайтесь, насколько только возможно и... расслабьтесь. Ощущение, которое тут необходимо — это будто вы легли поверх надувного матраца. Сейчас важно максимально равномерно распределить свой вес на всю площадь костюма. Не вцепляйтесь в грипперсы мёртвой хваткой, достаточно слегка придерживать пальцами. Иные пилоты налегают на грипперсы словно на мотоциклетный руль, это приводит к появлению зон высокой загрузки в некоторых точках крыла и оставляет большие участки крыла недогруженными и неэффективными. Вместо этого сфокусируйтесь на стремлении расплющиться настолько широко и плоско, насколько это возможно, держа вниз голову, шею и грудь.

Задумайтесь о давлении внутри крыльев. Многие вингсьюты предусматривают регулировку наполнения крыльев через клапаны на молнии внутри рукавов. Оставьте клапаны открытыми и получите более гибкий костюм, с ощущением лёгкости, отзывчивости и акробатичности. Закрытые же клапаны, наоборот, сделают крылья жестче, создавая большую опору о поток. Часто можно услышать, будто «вингсьют летит лучше с закрытыми клапанами», но это вовсе не обязательно так.

В поисках преимуществ в соревнованиях или большей управляемости, закрытые клапаны могут оказать плохую услугу. На некоторых моделях, особенно на ранних Apache, закрытые клапаны создают чрезмерный надув крыльев, и в результате избыточное лобовое сопротивление набегающему потоку.

Оставив костюм ненадутым, пилот создаёт повышенную нагрузку на руки, чтобы «лежать», но обтекающий поток спрессовывает костюм и снижает фронтальное сопротивление воздуху. Такой приём может прибавлять до пятнадцати секунд полётного времени на километр снижения и увеличить дистанцию на несколько сотен метров.

Сохраняйте движение вперёд

Идеальный пролёт через зачётное «окно» выглядел бы так. Подлетаете к «окну» с максимальной горизонтальной скоростью, показываете невероятно медленное снижение в первые 5–15 секунд благодаря дополнительной скорости и подъёмной силе, возникшими в результате выхода из пике и расширения. Тут нужен очень тщательный контроль, чтобы на выходе из пике не начать кабрироваться и не войти в «свечу», не потерять движение вперёд и как результат, провалить высоту. Так что на выходе из пике, как только оказались в горизонте, направляйте голову вниз, не давая вингсьюту кабрироваться, т. е. задрать «нос» вверх! Сохраняйте обязательно движение вперёд.

Финальный рывок

В последние секунды перед вылетом из зачётного «окна», если вы чувствуете, что можете ещё хоть немного «выжать» из своего костюма — так и сделайте. Кабрируйте. Доведите свой вингсьют практически до «свечи», теперь уж терять нечего, пусть потом хоть в свал пойдёт, а выиграть можно пару-тройку секунд зачётного времени. А как миновали зачётный коридор по сигналу пищалки, можно расслабиться, для стабилизации полёта останется достаточно времени.

Задание на дистанцию

Большинство из приёмов, используемых для задания на время, пригодны и для полётов на большие расстояния. Ведь пилотам, соревнующимся на максимальное время, проведённое в зачётном «окне», свойственно лететь настолько медленно, насколько удаётся при максимальном задействовании всей площади костюма с телом вровень земле. Аналогичным образом, полётам на дальность также свойственна максимально широкая поза пилота и костюма, но при этом с дополнительной задачей создания наибольшей скорости движения вперёд.

Начните с того, чтобы принять стабильную, нейтральную, распластанную, «плавающую» позицию, как будто вы в зачёте на время полёта. Затем увеличьте тангаж на 15 градусов, слегка спикировав, не забывая при этом равномерно всем телом надавливать на костюм. Скорость снижения немного увеличится, а горизонтальная скорость увеличится существенно. Для удержания головы внизу — что правильно — слегка отведите лопатки и плечи назад. А теперь выполните обратный прогиб — втяните живот, округлите спину насколько возможно, не изменяя положения головы. С увеличением скорости теперь будет наращиваться и подъёмная сила и, стало быть, замедлится темп снижения.

Прислушайтесь к ветру

Если вы желаете покрыть большую дистанцию, то ключ к успеху лежит в устойчивом управлении скоростью движения вперёд. Обратите внимание на интенсивность шума набегающего потока. Ваш предыдущий опыт свободного падения, в особенности широкий диапазон скоростей во фрифлае, поможет установить слуховое восприятие скоростей. Если шум потока затихает, значит, пилот замедляется и переходит в «плавучий» режим, благоприятный для увеличения времени свободного падения. Если шум потока возрастает до интенсивности схожей с падением хеддаун, то пилот слушком круто забрал и набирает скорость в ущерб дистанции полёта. Если же шум потока возрастает до довольно сильного уровня и затем стабилизируется, считайте, что полёт стал предсказуемым и можно теперь визуально оценить дистанцию своего полёта.

У вас должно выработаться интуитивное чувство шума набегающего потока при нормальном управляемом полёте, и именно к этим ощущениям мы должны стремиться. Прилагайте свои лучшие усилия для превращения скорости падения в скорость перемещения вперёд до того момента, когда шум потока начнёт ослабевать, после чего расслабьтесь и прислушайтесь к потоку, чтобы добиться того самого, правильного равномерного звучания, и зафиксируйте такое своё положение. Если же шум продолжает ослабевать, чуть усильте свой тангаж и наберите немного скорости, растрачивая при этом как можно меньше высоты. При сильном ветре «в хвост» может оказаться выгодным лететь чуть медленнее, чтобы оставаться в зачётном «окне» дольше.

Сохраняй лобовую скорость

Сохранение лобовой скорости даже более важно, чем сохранение высоты, так что если шум потока продолжает ослабевать, изменяйте свой тангаж, пока не выровняется шум, и сохраняйте стабильную скорость, задействовав как можно больше крыла (руки вперёд), но не позволяя начаться замедлению из-за расставленных рук.

Задача тут заключается в том, чтобы наклониться в поток настолько, чтобы достичь хорошую скорость, и потом удерживать её насколько долго возможно. Найдите на земле референтную точку приблизительно на половине расстояния до горизонта, и летите на неё как на ориентир. Главное отличие ощущений полёта на время от ощущений полёта на дистанцию заключается в совмещении позы «обнимание большого мяча» с расслабленностью позы «лежания на надувном матраце» для задания на время, а для задания на дистанцию эффективно ощущение более быстрого и крутого устремления своего лица к дальней точке.

Есть такая техника, называемая «Оценка точности», ей обычно обучают на занятиях по пилотированию купола для прогнозирования расстояния, которое парашютист сможет преодолеть. Этот же приём может быть применён и пилотом вингсьюта для оттачивания своего мастерства оценки преодолимого расстояния.

Задание на скорость

Во многом это задание наименее сложное по технике исполнения, но требует навыки пилотирования вингсьюта в очень большом тангаже, практически в положении хеддаун. Неважно, как долго вы пробудете в воздухе и как далеко улетите, ценится лишь горизонтальная скорость, с которой пронесётесь через зачётное «окно» — чем быстрее, тем лучше. Так что принцип тут такой: жертвуй сколько угодно высотой, лишь бы быстрее лететь вперёд. Набирайте свою максимальную горизонтальную скорость и держите её вплоть до выхода из «окна» — это единственное, что имеет значение.

Важное влияние на исход тут оказывают скорость и направление ветра, и подчас в соревнованиях один пролёт будет дан по ветру, а второй — против, и результаты усреднены для компенсации фактора ветра.

В этом задании лучше всего принять тангаж в 45 градусов к горизонтальной плоскости. Если вы полетите более плоско, то скорость снизится к моменту выхода из зачётного «окна»; если же круче, чем 45 градусов, то поддержать стабильную горизонтальную скорость вы сможете, но она не будет максимальной. В отличие от других заданий, в этом не надо себя никак сдерживать — выдавайте свой пик, всё и сразу, и держитесь. В этом соревновании легковесные пилоты пребывают в невыгодном положении, и им, вероятно, понадобится применять маленькие хитрости по сокращению лобового сопротивления воздуха (такие, как костюмы меньшего размера, подкрученные трубочкой грипперсы, подсложенные крылья, навыки фрифлая и прочее). Тяжеловесам тут карты в руки. Но вы будете удивлены узнав, насколько часто в этом задании пилоты среднего и даже лёгкого веса показывают прекрасные результаты именно за счёт отточенной техники, а иногда даже и оставляют позади грузных соперников.

Старт

Начните с крутого нырка, как можно ближе к положению хеддаун, секунды на 3 или 4. Это зависит от условий проводимых соревнований: на некоторых международных состязаниях подход к зачётному «окну» имеет вертикальный разгон в 1000 метров с высоты выброски 4000-м (13 000 футов), а на Кубке США по лётным качествам разгонная высота всего 300-м при выброске с 3350 метров (11 000 футов). Это, конечно, значительно сужает применимость тонких настроек на разгоне и упрощает результаты, но, с другой стороны, позволяет менее опытным пилотам конкурировать с мастерами. Ведь километрового разгона для опытного пилота достаточно, чтобы выстроить идеальный заход и легко оторваться от менее маститого соперника. Сокращение разгонной высоты не снимает такого преимущества, но заметно его нивелирует.

Так что выпрыгивайте с борта, берите направление, согласно условиям соревнования, и жгите головой вниз «на все деньги». Сложитесь максимально обтекаемо, но расправьте крылья достаточно для того, чтобы воспользоваться скоростью потока и создать тянущую вперёд подъёмную силу. Начиная со второй или третьей секунды нахождения в зачётном «окне», слегка задерите нос, нацельте своё лицо в направлении желаемого места долёта, продолжая при этом крутой нырок. Секрет тут в том, чтобы постоянно, как только отделились от борта и выверили направление, продолжать ускорение изо всех сил.

Вход в окно

Постарайтесь посвятить половину подхода к зачётному «окну» на приобретение вертикальной скорости, потом вторую половину, сконцентрируйтесь на движении вперёд. Больше и больше прикладывайте усилий, чтобы конвертировать скорость вертикальную в устремление вперёд по горизонту. Если вы участник Кубка США по качеству полёта, то к моменту вхождения в зачётный диапазон вам надо всё ещё ускоряться, в других же соревнованиях к этому моменту скорость уже должна быть на пике ваших возможностей.

Когда прозвучит пищалка, указывая на вхождение в зачётное «окно», направляйте нос вверх настолько, чтобы поделить инерцию полёта поровну на вертикальную и горизонтальную составляющие, и зафиксируйтесь в таком дифференте. Теперь, прислушиваясь к шуму набегающего потока, вспомните о тонких настройках. Если шум стал затихать, то тангаж ваш слишком плоский, и скорость полёта снижается; если так, то продавите «нос» немного вниз и топите со всей мочи!

Подсказка: идеальная линия планирования в безветренном небе равна гипотенузе треугольника с катетами 1: 1,41.

Источник
skydivemag.com

Перевод
Максим Любимов

Источник: skycenter.aero

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter

Comment on this Article:







КОНТАКТЫ

Чтобы опубликовать на сайте новость\статью\видео\ссылку нужно зарегистрироваться или отправить письмом на адрес info@skysport.ru