Главная » БЕЗОПАСНОСТЬ »ИЗ АРХИВОВ »СНАРЯЖЕНИЕ »СТАТЬИ » Сейчас читаете:

FAQ

Автор: Андрей Арзамасцев

Часто Задаваемые Вопросы и Ответы на них (по буржуински — FAQ, по рабоче-крестьянски — ЧАВО)
Часть 1 с половиной
Выполнил два прыжка — первый, он же последний

ВОПРОС (В): Эй там! Я таки уже сильно хочу прыгать! Чего мне для этого надо сделать?!
ОТВЕТ (О): Прежде всего нужно сделать следующее (выполнять по пунктам):
1. Глу-у-у-бо-о-око-о-о вдо-о-о-охну-у-уть.
2. Глу-у-у-бо-о-око-о-о выдо-о-о-охну-у-уть.
3. Повторить эту процедуру 30 раз.
4. Малость успокоиться.
5. Дочитать до конца этот FAQ

В: Вдох-выдох, вдох-выд... вдо-вы...в-в... Так, я уже успоко-о-о-о-оился... Но прыгать еще пока хо-о-о-очется... Так как же мне это сделать?
О: Ну вот, уже лучше! А по поводу прыжков нужно сразу прояснить одну вещь — ты собираешся прыгнуть один прыжок и потом забыть это как кошмарный сон, или имеешь намерение всерьез заняться этим дурным делом?

В: Ну, я не знаю... Наверное надо прыгнуть прыжочек, попробовать...
О: Добрая мысль! В этом случае для тебя имеются два основных пути:

Прыжок по программе "одноразников" на круглом куполе
Прыжок на парашюте "тандем" в качестве пассажира.
В: А что лучше?
О: А все лучше, т.е чего не возьмешь — оно лучше.

В: Не понял!
О: Какой вопрос — такой и ответ. Обьясняю попроще: у каждого способа приобщиться к миру парашютистов имеются свои особенности, сравнив которые, ты можешь решить что тебе подходит больше.

В: А-а-а-а-а... Понял! Ну и какие же там особенности?
О: Начнем с круглого парашюта. Метода обучения эта отработана давно и используется очень широко, практически во всех местах, где прыгают. Особенности же имеет следующие: Хотя нынче процесс подготовки к прыжку сокращен до предела, все равно тебе придется несколько часов слушать инструктора, который будет проводить с тобой перемежающиеся плоскими шутками и страшными байками занятия. В конце третьего часа у тебя скорее всего вознкает горячее желание купить петуха.

В: Петуха? Зачем?!
О: Подарить инструктору, чтобы он парил мозги петуху, а не тебе. Когда процесс обучения завершен, на тебя наденут большой и тяжелый парашют, точнее — два парашюта, и, далее, ты в этом парашюте будешь ходить от 5 минут до бесконечности в ожидании твоего взлета. Далее последовательность примерно следующая: минут 10 полета, отделение, не это вряд-ли, скорее — выпадание на высоте 600 — 800 метров (иногда самостоятельно, чаще — с пинком под зад), открытие парашюта вытяжным фалом, повисание под куполом с дальнейшим висением под ним в течении двух-трех минут, брякание об землю в том месте, куда тебя занесет (купол неуправляемый, если выброска будет неправильная, что происходит не так уж и редко нынче — считай что тебе просто не повезло, ибо изменить в этом случае ты все равно ничего не сможешь), засовывание купола в сумку с дальнейшим воодружением его себе на спину, и приятная прогулка обратно на старт. Как правило это не так далеко — редко больше 5-х километров, особенно приятно зимой когда по пояс снега. Положительная сторона всего этого дела — гордое сознание того, что ты прыгнул САМ! (Отпечатки сапога инструктора на месте пониже спины можно не принимать во внимание), кроме того такой прыжок стоит в 3-4 раза дешевле тандемного прыжка.

В: Картина, что и говорить, увлекательная... Да, а что там по поводу тандемных прыжков?
О: Эта метода характерна следующим: Тебя к себе пристегивает специально обученый тандем мастер, и вы выполняете прыжок вдвоем. На тебя при этом надевается специальная пассажирская подвесная система, а тандем мастер надевает специальный парашют, рассчитаный на двоих. Процесс подотовки тебя к прыжку продолжается (включая надевание подвесной системы) от 5 до 15 минут, и вы прыгаете сразу с большой высоты, ты имеешь возможность почуствовать то, ради чего собственно люди этим и занимаются, т.е. СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ!!! Всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем мастер, приземление происходит рядышком с местом взлета (или там, откуда недалеко идти до нужного места), вы приземляетесь мягко, риск травматизма минимален. Из минусов могу назвать: это пока мало распространено в России, ну и цена на такой прыжок начинается от 100$. (Учтите, что текст был написан в середине 90-х годов прошлого века. С тех пор тандем-прыжки стали возможны на большом количестве аэродромов, хотя цена на них практически не изменилась — Архивариус.)

Часто Задаваемые Вопросы и Ответы на них (по буржуински — FAQ, по рабоче-крестьянски — ЧАВО)
Часть 2/8 с четвертью
Доктор, у меня ЭТО!

В: А я это... Вот... Ну... Вообщем, поскрипываю при ходьбе, присвистываю при дыхании, притормаживаю при разговоре, ноги немного кривые, зубы немного вставные...
О: Так вот о медецинских требованиях для "одноразников" на круглых куполах: раньше на аэродроме от них требовали бумажки из поликлиники о состоянии их здоровья...

В: (Тревожно) А сейчас?
О: А сейчас от них требуют только бумажки из Госбанка т.е. деньги. Все остальное определяется внешним осмотром в течении 1,5 сек., как то:

Наличие: рук, ног, головы, обоих глаз и кошелька достаточной толщины
Отсутствие явных признаков: синдрома Дауна, эпилепсии, шизофрении, совести, алкоголизма в крайне запущеной стадии и инвалидной коляски.
Если ты соответствуешь этим требованиям — значит годен!
В: А что по поводу тандема?
О: А по поводу тандема еще проще, тандем мастер может взять пассажиром хромого, слепого, безрукого и безногого, юродивого, проще говоря почти любого. Основное требование — чтобы на пассажира можно было надеть подвесную систему. Как я уже говорил, это пожалуй самый безопасный способ прыгнуть первый прыжок.

В: (Нетерпеливо) Так, я все понял, где же я могу прыгнуть и сколько это стоит?
О: Если живешь в Москве или ее окрестностях, прочитай FAQ на эту тему на сервере ..., там все очень неплохо и подробно изложено, периодически он также постится и сюда  , кроме того там есть ссылка на все последние цены. Если же далеко от Москвы — поинтересуйся, где ближайший авиаспортклуб, кстати на том же сервере есть координаты некоторых клубов. Вообще то... Эй, куда так помчался?!

Затихающий крик: На аэродром, прыга-а-а-а...

Часто Задаваемые Вопросы и Ответы на них (по буржуински — FAQ, по рабоче-крестьянски — ЧАВО)
Часть 33 и 1/3
О бедном "студенте" замолвите слово...

Прошло некоторое количество времени...
В: (Приподнято) Я прыгнул!
О: Судя по блестящим от избытка адреналина глазам, стоящим дыбом волосам, пару из ушей и сильному запаху перегара, ты действительно побывал на аэродроме... Ну и как?

В: О-о-о-о-!!! Это... Ну, вобщем, я хочу стать спортсменом и поскорее! Что для этого делать?!
О: Прежде всего прочитать пункт первый этого FAQ и тщательно выполнить все действия там описаные.

В: (чуть позже) Я уже-е-е споко-о-о-о-е-е-ен... Но спортсменом стать все еще хочу-у-у-у...
О: Ну вот, я и говорю, что на сегодня существуют три методики подготовки спортсменов-парашютистов, каждая из которых имеет свои преимущества и свои недостатки. Начнем с самой распространенной в наших краях программы подготовки на круглых куполах, которая применялась в течение последних лет 20-и. Выглядит это примерно следующим образом:

Ты начинаешь прыгать с тем же круглым парашютом, который открывается вытяжным фалом.
Первое чему ты учишься — не выпадать из самолета, но отделятся как положено парашютисту.
Когда научился отделятся — учишься самостоятельно открывать парашют.
Когда научился и этому — учишься стабильно падать с задержками 3-5-10-15-30 сек.
Когда умеешь и это — учишься выполнять в свободном падении маневры, повороты и сальто.
Когда ты умеешь все вышеперечисленное — ты готов к получению своей первой лицензии.
Кроме того, в процессе обучения ты постепенно переходишь на более скоростные круглые купола, а затем — на парашют "крыло"
И вот, когда ты получил свою лицензию, ты стал одним из скайдайверов (звучит, черт побери, а!)
К достоинствам этой программы относятся: прежде всего ее распространенность в России, практически на любом аэродроме РОСТО ты можешь пройти такое обучение, а также то, что используется отечественное снаряжение, которое есть в любом клубе. К недостаткам можно отнести ее длительность, т.к. она требует довольно большого количества прыжков для завершения обучения и перехода на парашют "крыло", что соответственно потребует достаточно больших расходов.
В: Первая часть звучит хорошо, а вот вторая — не очень... А побыстрее чего-нить есть?
О: А как-же! "Статик Лайн" называется.

В: Куда послал?!
О: Да не послал, а "статик лайн", это по буржуински так называется вытяжной фал. Программа похожа на нашу, т.е. последовательность та же — "отделение-открытие-задержки-маневры-лицензия", но основная разница в том, что с первого прыжка ты начинаешь прыгать на "крыле", и это в 2 — 3 раза сокращает процесс обучения. На западе это стандартная метода обучения, практикуется очень давно. В наших условиях имеет следующие недостатки: требуется специальный "студенческий" парашют "крыло", предназначеный для такого рода прыжков. У нас не производится, буржуинский — дорого стоит. Сама программа тоже стоит на первый взгляд дороже чем стандартная, но фактически получается то же самое, просто ты те же деньги платишь в более короткий срок.

В: А еще быстрее?
О: Куда же ты так спешишь-то? Есть и еще быстрее, АФФ называется. Это сокращение от буржуинского названия "Ускореное Обучение в в Свободном падении", примерно так. Выглядит это следующим образом: вместо прыжка с 800 метров тебя сразу поднимают, как минимум, на 3000 метров, тебя берут под белы рученьки два злорадно ухмыляющихся джампмастера, и...

В: И выкидывают меня из вертолета?!
О: Да ты, брат, совсем плох... Нет просто вы прыгаете вместе, они тебя контролируют и помогают тебе обучаться в свободном падении. Эта быстрее "статик лайн" от 2 до 6 раз, на сегодня это самая эффективная и безопасная программа обучения. К недостаткам можно отнести следующее: требуется специальный "студенческий" парашют как и для "статик лайн", но специально оборудованый для АФФ, а такие системы имеют очень немногие клубы на сегодня, а кроме того очень высокая квалифкация джампмастеров. Это, так же, самая дорогая на сегодня программа обучения, хотя если брать соотношение "достигнутый уровень/потраченые деньги", то разница будет не такой большой во всех трех случаях, а, учитывая расходы на пиво/воды в течение периода обучения, так и вообще малозаметной.

В: А еще...
О: НЕТ!!! Быстрее ничего нет!!!

В: Да я спросил просто... А сколько прыжков нужно сделать прыжков что-бы закончить обучение?
О: А это уже от тебя будет зависеть. Программа обучения предусматривает только минимальное количество прыжков, а уж дальше все будет зависеть только от тебя, ибо если не будет у тебя чего получаться — придется повторять прыжок до тех пор, пока не выполнишь задание. Теоретически можно пройти программу "статик лайн" на "крыле" за 15 прыжков, а АФФ — за 7 прыжков. Практически же это бывает крайне редко, приходится выполнять повторные прыжки. "Статик лайн" заканчивают, в среднем, за 20 — 35 прыжков, АФФ за 8 — 11. Бывают, правда, и клинические случаи: из истории Волосово известны примеры, когда студент на "статик лайн" сделал 40 прыжков и не был еще допущен даже до ручного раскрытия, а на АФФ рекорд по количеству прыжков, понадобившихся для завершения обучения, равен 20.

В: А где и по какой программе я могу научиться прыгать и во что это мне выльется?
О: Как я уже говорил, пройти обучение по программе обучения на круглом куполе на любом аэродроме РОСТО, где есть парашютисты, как его найти — см. выше, там где про первый прыжок. "Статик Лайн" на парашюте "крыло" в полном обьеме практикуется, насколько мне известно, только в 3 МГАКе, цены можно найти на сервере www.skydive.ru. Кроме того, только там этот курс проводится на специальных "студенческих" буржуинских парашютах. Про АФФ можно сказать то же самое, более того, насколько мне известно, только этот клуб имеет официально разрешение на проведение обучения по этим программам. Цены — там же. (Информация Андрея в части 3 МГАКа устарела — Архивариус.)

В: А я вот видел на аэродроме как ребята прыгают с лыжей, так круто, я тоже хочу!
О: Хотеть не вредно, и что самое приятное — бесплатно. Скайсерфинг, так называется этот вид, требует достаточно большого опыта, поэтому сначала нужно закончить курс обучения по программе студентов, затем попрыгать, набраться опыта, а потом уж можно и о скайсерфинге думать.

В: А еще я там видел по видео как прыгают с мостов, скал, радиовышек...
О: Именуется это дело БЭЙС, но прыжки с фиксированых обьектов не относятся к парашютному спорту, это отдельный вид. Там используется специальная техника и снаряжение, если это интересно — читай FAQ по этому делу.

В: А...
О: А вот с медициной в этом случае все несколько сложенее, ибо официально требуется что-бы каждый спортсмен прошел ВЛК — врачебно-летную комиссию, и повторял этот процесс каждый год. В принципе там нет ничего страшного, но процесс сам по себе довольно утомительный.

В: А по другому... никак?
О: Ну почему-же, всегда, как говорится, возможны варианты. Из наиболее реальных могу назвать следующие: подкупить председателя ВЛК, обольстить начальника клуба, набить рожу инструктору, сделать так что-бы доктор на аэродроме постоянно "не просыхал", а так же возможны любые приемлемые на эту тему импровизации по ходу прыжков. Все будет зависеть от конкретного места и от конкретных людей. Но проще, дешевле и надежнее будет, наверное, пройти ВЛК.

В: А где ее можно пройти?
О: В Москве это можно сделать в Тушино, во Врачебно-Физкультурном Диспансере, по направлению из клуба, с этого года комиссия платная, стоимость — 200 т.р. (Имелись в виду, разумеется "старые" цены. Тем более, сам знаете как в нашей стране цены пляшут — Архивариус.) для членов клубов РОСТО и 400 для для тех кто таковыми не является. А не в Москве — это спрашивай в том месте, где собираешся прыгать, там должны знать.

Часто Задаваемые Вопросы и Ответы на них (по буржуински — FAQ, по рабоче-крестьянски — ЧАВО)
Часть неважно какая, потому что последняя
А что если... И другие "чайницкие вопросы"

В: Я вот подумал... А что, если парашют не откроется?
О: А подумай еще дальше и скажи: а зачем у парашютиста запасной парашют?

В: А вдруг запасной тоже не откроется?
О: А почему он должен не открыться?

В: Ну... Вдруг уложен неправильно?!
О: А, так это без проблем, если не откроется, то идешь на склад и инструктор даст тебе другой. А вообще такие мысли обычно пропадают в процессе обучения сами по себе.

В: Интересно, а как вы дышите в свободном падении? Это же такая скорость!
О: А, здесь все дело в диффузии. Просто при такой скорости сильно увеличивается способность кожи поглощать кислород прямо из воздуха, так что удушья обычно не ощущаешь. Правда в облаках много влаги, которая препятствует поглощению, поэтому мы стараемся через облака не прыгать.

В: Смотрел тут видео про прыжки, так мне интересно: а как вы там так летаете, и даже парашют не открыт еще?
О: Это только кажется что летаем, а на самом деле падаем со скоростью 50 метров в секунду. Просто оператор падает рядом с такой же скоростью, поэтому кажется, что люди просто "висят" в воздухе.

В: Чего-то я не пойму, программы, 15 прыжков, 7 прыжков... Вот в фильме... Не помню название, так там мужик прыгнул, и с первого раза у него было все нормально, и падал он около 5-и минут, я засекал.
О: У киношников другие задачи, им нужна зрелищность, а не соответствие реальности. На самом деле в такой ситуации человек не сможет даже просто стабильно падать, не говоря уже о том, что бы чего-то там делать еще. А для того что бы падать в течение 5-и минут, нужно прыгать с такой высоты, где без кислородного прибора и специального костюма просто не выживешь.

В: А об землю при приземлении сильно бьетесь?
О: На круглом парашюте для одноразников это все равно что спрыгнуть с высоты 1,30 м, а на "крыле" можно вообще приземляться очень мягко. Однако поломаться можно упав и с меньшей высоты, поэтому расслабляться на приземлении не стоит.

P.S. Сей опус не закончен, если есть вопросы, замечания, дополнения или что еще — мыльте.

Засим примите и проч.

Андрей

 

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter

Comment on this Article:







КОНТАКТЫ

Чтобы опубликовать на сайте новость\статью\видео\ссылку нужно зарегистрироваться или отправить письмом на адрес info@skysport.ru