Главная » БЕЗОПАСНОСТЬ »СНАРЯЖЕНИЕ » Сейчас читаете:

Line Dump и жесткие раскрытия

Line dump (преждевременная расчековка камеры; буквально “стропы-в-кучу” – прим.пер.) – ситуация, когда вытяжной парашют слишком резко дергает камеру и/или когда зачековочные резинки камеры имеют слишком большую слабину либо пучки на них слишком малы. В результате купол вылетает из камеры раньше, чем вышли из сот и вытянулись все стропы. Купол начинает наполняться, и только после этого вытягиваются стропы – что приводит к очень жесткому раскрытию. Такое раскрытие может привести к травме и/или повредить систему (порвать стропы, повредить ткань купола и т.д.).

Для подобного развития ситуации нужно, чтобы пучки строп на закрывающих камеру резинках вышли раньше, чем в нормальной ситуации (когда их вытянет натяжение строп). Если пучки выйдут преждевременно на других, нечекующих резинках, это привет к быстрому, но не столь жесткому раскрытию.

Насколько слабы должны быть зачековочные резинки и насколько маленькими должны быть пучки, чтобы эта проблема могла возникнуть? Это зависит от размера камеры, расстояния между зачековочными резинками, веса камеры, усилия вытяжного парашюта на раскрытии и других факторов.

Я измерил камеру основного от старой системы Javelin J3 – ее ширина 33 сантиметра, и на этом же расстоянии друг от друга расположены обыкновенные резинки. Зачековочные резинки расположены в 12 сантиметрах друг от друга. Если делать обыкновенные пучки длиной 5 см, то в самих пучках (за резинками с обеих сторон) уместится 20 сантиметров строп, и 33 см – между резинками. Получается, что между резинками будет на 13 сантиметров строп больше, чем в пучках. А раз больше – значит и вес строп между резинок будет больше, и если ускорить камеру достаточно сильно, они могут вытянуть пучок из резинки и создать ситуацию line damp. Это может случиться, если резинка слишком слаба, либо камера ускоряется очень сильно. Чем тяжелее стропы и чем больше расстояние между резинками, тем серьезнее может быть проблема.
Почему тогда не сделать так, чтобы длина строп в пучке была такой-же, как между сотами? Чем больше пучок, тем больше шансов, что он спутается с другим пучком, и вы получите ступор камеры. Ко всему прочему, большие пучки (как, кстати, и слишком тугие резинки) могут закрутить камеру (когда стропы выходят из резинки, камера поворачивается и попадает в поток воздуха, что вызывает ее вращение).

Снова взглянем на старую камеру от J3. Зачековочные резинки расположены в 13 сантиметрах друг от друга. Если делать пучки длиной в 5 см, мы получим 20 см строп в пучках и 13 см – между пучков. Стропы в пучках получаются тяжелее, и большое ускорение камеры не сможет вызвать line dump. Ускорение наоборот удержит пучки на месте – до тех пор, пока их не вытащит натяжение строп. Купол раскроется жестко только в том случае, если лопнут зачековочные резинки и купол преждевременно вывалится из камеры.

На фри-бэге запасного J3 зачековочные резинки находятся всего в 10 см друг от друга. Если пучки строп на зачековочных резинках будут по 5 см, то у нас получится 10 см строп в пучках и 10 – между пучков. Вес строп в пучках и между ними – равный, и даже слабые резинки не смогут привести к line dump и жесткому открытию.
Я посмотрел руководства по укладке запасок нескольких производителей. Dolphin рекомендует (зачековочные) пучки в 5-7 сантиметров, Mirage – 5 см для микролайна и 7 для дакрона, Reflex – 2,5 см.
Мое личное мнение состоит в том, что купол раскрывается в три ступени.
1 ступень – когда купол вышел из камеры, он фитилит, пока воздух не попадет в нос и не начнет наполнять купол, раздувая нижнюю кромку по размеру чуть больше слайдера
2 ступень – нижняя кромка наполняется и начинает создавать давление в секциях
3 ступень – купол полностью наполняется

Я считаю, что жесткие раскрытия могут быть вызваны двумя причинами: либо раскрытием на высокой скорости (тогда первая ступень происходит слишком быстро и нижняя кромка наполняется сильнее чем нужно; нижняя кромка становится намного больше слайдера по размерам и вызывает очень быстрое наполнение второй ступени; быстрое наполнение вызывает преждевременный и быстрый сход слайдера, и ступени 2 и 3 происходят одновременно), либо укладкой (слайдер не поднят до конца).

[Derek Vanboeschoten (ник Hooknswoop) – 3000+ прыжков, живет в Колорадо, США. Инcтруктор AFF и статик-лайн, тандем-мастер, старший риггер, имеет про-рейтинг. Основной купол – Icarus EXTreme VX-60, загрузка от 2,6 до 3,1. Ни одной связанной с парашютным спортом травмы со времени первого прыжка в 1995 году. Постоянный автор конференций www.dropzone.com. Любезно разрешил публикацию переводов некоторых своих заметок по безопасности и пилотированию.]

Перевод Федоро Мозгового.

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter

Comment on this Article:







КОНТАКТЫ

Чтобы опубликовать на сайте новость\статью\видео\ссылку нужно зарегистрироваться или отправить письмом на адрес info@skysport.ru