Летные характеристики PD Velocity

Этот документ подробно описывает открытие, полет и приземление PD Velocity в сравнении с Stiletto такого же размера. Это должно помочь потенциальным покупателям Velocity узнать об этом куполе максимум информации прежде, чем начать его использование. Velocity создан только для исключительно опытных пилотов, прыгавших на маленьких эллиптических куполах в течение нескольких сезонов и уверенных в себе во время любого прыжка, при любых условиях. Если это не про вас – прыгайте, учитесь, но держитесь от Velocity подальше, особенно, если купол меньше, чем те, на которых вы прыгали до этого. Если вы решили заказать Velocity, мы советуем вам сделать несколько прыжков с открытием на высоте около 2000 м. или выше. Это позволит вам попробовать купол в разных режимах, не мешая другим людям.
1.Летные характеристики.
Основное впечатление.
Velocity способен развивать большую скорость, чем любой купол, созданный раньше. Это полет в чистом виде.Купол очень чутко и быстро реагирует на клеванты, свободные концы и движения в подвесной системе, он ощущается «продолжением тела». Конструкция косых нервюр придает куполу исключительную жесткость. Свупы на Velocity длиннее, чем на любом другом куполе, особенно если хорошо разогнать купол на крайнем развороте. Velocity замечательно приземляется с прямой, без разгона, даже с максимальной загрузкой. Консервативный заход с прямой не создаст никаких проблем на приземлении, если вы будете использовать его на первых прыжках, особенно, если это хорошо у вас получалось на предыдущем куполе такого же размера. Информация о полетных качествах купола, изложенная ниже, подразумевает, что купол такого же размера, как тот, которых вы использовали раньше. Разумееется, все будет происходить гораздо быстрее, если вы уменьшаете размер.
Полет по прямой при отпущенных клевантах:
Velocity чуть быстрее при полностью отпущеных клевантах, чем Stiletto того же размера, теряет высоту же гораздо быстрее. У Stiletto гораздо более плоский угол атаки на полной скорости.
Полет по прямой в среднем режиме:
Ход клевант на Velocity чуть больше, чем на Stiletto, однако он очень сокращется, если вы берете купол меньшего размера. Как и Stiletto, Velocity теряет высоту значительно медленнее в среднем режиме. Возвращение на площадку приземления издалека с использованием этой техники становится очень простым. Горизонтальная скорость заметно снижается, однако скорость потери высоты снижается гораздо больше, именно это –способ издалека «дойти» по ветру до площадки приземления. Полет при глубоко затянутых клевантах – это еще и замечательный способ разделить купола по вертикали, дать другим приземлиться первыми.
Характеристики свала:
Если аккуратно затянуть стропы управления и отпускать их настолько плавно, насколько это возможно, при первых признаках свала, Velocity уходит в свал гораздо менее радикально, чем Stiletto того же размера. То есть в самом начале свала купол «ломается» в средней секции меньше, чем Stiletto, что делает контроль за сохранением направления менее сложным. Это быстро меняется, если пилот не начал восстанавливать купол немедленно после первых признаков свала. Как и на других эллипсах, на Velocity очень трудно сохранить направление в процессе восстановления подъемной силы, если вы позволили куполу уйти в глубокий, полный свал. Закрутка в этом случае вам почти гарантирована. Если вы слишком резко отпустили клеванты, восстанавливая купол из свала, возможно подлипание крайних секций, довороты, ослаблабление натяжения строп и стремительная потеря высоты, даже если вы очень аккуратно и правильно свалили купол. Как и на Stiletto, следствием радикальных маневров на Velocity могут стать непоправимые ситуации, поэтому мы настоятельно не рекомендуем управлять в такой манере, особенно во время разворотов.
Развороты на полной скорости:
Velocity теряет высоту в разворотах гораздо быстрее, чем Stiletto, даже разворот совсем небольшой. Поведение Velocity в аккуратном развороте на клеванте такое же, как поведение Stiletto в аккуратном развороте на свободном конце. Хотя Velocity не требует сильного натяжения клевант для начала разворота, он нуждается в чуть большем и сильном вводе клевант чем Stiletto, для достижения максимальной скорости разворота. Velocity теряет гораздо больше высоты в развороте, чем Stiletto. Velocity развивает и сохраняет в развороте гораздо большую скорость, даже если разворот очень спокойный. Это так отчасти из-за того, что у Velocity очень крутой угол атаки, но в большей степени потому, что у такой конструкции купола практически идеальные аэродинамические свойства. Если вы прыгаете на Velocity маленького размера, управляйте им плавно и аккуратно. Резкие дерганья за клеванты ни к чему хорошему не приведут – купол порывисто развернется и вы услышите позвякивание КЗУ где-то в райне затылка. Оно вам надо?
Плоские развороты из среднего режима:
Развороты становятся более плоскими, по сравнению с разворотами из полета при полностью отпущенных клевантах, если делать их из среднего режима. Тем не менее вы все-таки должны здраво рассуждать, пилотируя купол, даже в среднем режиме, особенно, если вы уменьшаетесь. Способность сделать разворот с небольшой потерей высоты теряется, по мере того, как вы уменьшаете размер купола. Это – серьезная причина быть осторожным, думая о куполе меньшей площади.
Плоские развороты после разгона купола:
Если вы перевели излишек скорости (развившейся в результате высокоскоростных маневров) обратно в подъемную силу, затянув клеванты в средний режим, очень плоский разворот вполне возможен – это очень кстати, когда у вас совсем мало высоты. Использование таких разворотов особенно ценно при построении захода на приземлении – это помогает сохранить высоту и открывает еще одну грань безопасности при соверщшении крайнего разворота. Возможно было бы избежать множества происшествий, связанных с низкими разворотами, используй все эту технику. Важно понимать, что и в среднем режиме, скручиваясь, вы все же развиваете чудовищную скорость и очень быстро теряете высоту. Если вы скручиваетесь «в землю», затягивание клевант не затормозит потерю высоты, пока вы не остановите разворот!
Развороты движениями в подвесной системе:
Velocity прекрасно реагирует на движения в подвесной системе, особенно, если клеванты еще не расчекованы. Хорошо загруженный купол, при длительном давлении на подвесную систему, после разворота начинает спиралить, развивая экстремальную скорость, вне зависимости от того, расчекованы клеванты или нет. Очень удобно корректировать направление, с помощью движений в подвесной, однако нужно избегать слепого скручивания с высокой скоростью – это не может считаться методом управления, так как представляет опасность для других скайдайверов. Легкие вводы в подвесной – хороший способ «настроить» направление, после того, как вы разогнали купол на свободных концах.
Остановка купола после разворотов:
Velocity доворачивается после разворота так же, как и Stiletto. Это значит, что купол продолжает поворачиваться, после того, как вы отпустили клеванту, вместо того, чтобы немедленно остановиться в желаемом направлении. Уровень доворота главным образом зависит от намеренного или ненамеренного ввода телом после разворота – инерции, переданной куполу. Некоторые следят за положением своего тела и доворачиваются совсем немного. Другие раслабляются, лишь следуя за куполом, не пытаясь препятствовать повороту – их доворачивает гораздо больше. Те, кто в течение долгого времени пилотировали маленькие эллипсы, используют движения в подвесной в сочетании с клевантами, как во время разворота, так и после него. Очень просто не допустить доворачивания купола, сделав легкое усилие на противоположную сторону подвесной системы, после любого, даже самого быстрого разворота.
Развороты на передних свободных концах:
Velocity «ныряет» в горизонт при развороте на переднем свободном конце гораздо сильнее, чем Stiletto. Будьте очень внимательны к этому на первом прыжке с Velocity! Сопротивление при натяжении свободного конца начинается несколько ниже, чем на Stiletto, но с увеличением скорости становится постоянным и ощутимым. Долгий, «резаный» разворот на переднем свободном конце, когда вы развиваете огромную скорость, получится замечательно, если вы начнете разворот на свободном конце, а когда сопротивление свободного конца возрастет, плавно перейдете к развороту с помощью ввода в подвесной.
Вывод купола из пикирования в развороте:
Радиус дуги, которую описывает Velocity на выходе из пикирования гораздо больше, чем у Stiletto, вне зависимости от того, на клеванте ли, или на свободном конце вы сделали разворот, который заставил купол выложить вас в горизонт. Разница будет еще более заметна, если вы уменьшились. Как и многие другие купола, Velocity не выйдет из пикирования в ровный полет полностью, пока вы чуть не затормозите его, слегка притянув клеванты (он выйдет на траекторию полета, которая будет чуть более плоская, чем угол атаки купола при полностью отпущенных клевантах, но не такая плоская, как у Stiletto).По этой причине ваши первые несколько заходов на приземление должны быть очень консервативными, с очень небольшими разворотами, если не вовсе без них. Начните ваш крайний разворот действительно высоко! Не бойтесь использовать клеванты, если вы оказались ниже, чем расчитывали, и вынуждены начать выводить купол из пикирования! Существует большая разница между Stiletto и Velocity в этом отношении. Суть этого различия в том, что многие Stiletto отрегулированы неправильно, таким образом, что стропы управления деформируют хвост купола, даже если клеванты полностью отпущены. Это заметно тормозит купол при отпущенных клевантах. Это изменяет траекторию выхода купола из пикирования таким образом, что возможен полный переход купола к нормальному полету, с очень незначительным затягиванием, либо вовсе без затягивания клевант. Если ваш Stiletto отрегулирован таким образом, вы можете сильно удивиться, попробовав Velocity, особенно меньшего размера. И еще, откажитесь от убеждения (если оно у вас есть) в том, что, чтобы выиграть скорость на приземлении, вы должны выложить купол в горизонт на крайнем развороте. Вы можете добиться изумительного свупа, заходя с прямой, даже без использования свободных концов.
Комплектация купола для большей эффективности управления с помощью свободных концов:
Для большей эффективности управления необходимо правильно усновить свободные концы и клеванты, что должно предотаратить «борьбу» купола при маневрах на свободных концах. Velocity очень стабилен во время таких маневров, однако правильность комплектации играет здесь гораздо большую роль, чем на Stiletto.Следует отметить две важные вещи, влияющие на характеристики полета при маневрах на свободных концах:
Во-первых, петли на передних свободных концах должны быть настолько высоко, насколько это возможно, так, чтобы вы могли взяться за них, по меньшей мере, в 10 сантиметрах выше точки, где крепится верх клеванты. Это поможет предотвратить изламывание хвоста купола книзу, в то время, как вы натянули свободные концы, на отпуская клевант (как это и нужно делать). Если вы не можете дотянуться так высоко на своих свободных концах – закажите более короткие.
Во-вторых, убедитесь, что в системе строп управления достаточно слабины. Форма купола при полностью отпущенных стропах управления должна формироваться перепадом рядов строп. Слишком короткие стропы управления деформируют хвост купола, что делает реакцию купола на клеванты более быстрой и резкой, но сильно тормозит купол при отпущенных клевантах, уменьшает скорость и угол пикирования и провоцирует «борьбу» купола.
Коллапс медузы обязателен!
Это – третий фактор, влияющий на характеристики полета при маневрах на свободных концах, однако это не единственное его значение! Иметь надежно коллапсирующуюся медузу на Velocity крайне важно.Чтобы развить скорость, доступную на Velocity, нужно, чтобы медуза складывалась как только она сделала свое дело,и оставалась в этом состоянии до конца. Коллапс-резинка не рекомендуется, так как медуза может наполниться в неподходящий момент, и изменить характер вашего полета. Не стоит даже объяснять, какой это может стать проблемой при пилотировании маленького эллиптического купола. В лучшем случае, купол просто резко потеряет скурость, и изменится направление полета. В худшем – медуза может неожиданно наполниться во время радикального разворота на свободном конце или быстрого восстановления купола из свала, в этом случае медуза может «остановить» центральную секцию, в то время, как крайние секции продолжат движение вперед и внутрь, до тех пор, пока не соприкоснутся — проблема очевидна! Конечно, это может случиться с любым относительно быстрым куполом, однако, чем выше скорость, тем сильнее будет эффект. Надежный коллапс предотвратит такие пролемы.
2.Приземление Velocity.
Основные впечатления:
(Предполагается, что возможный пилот Velocity имеет большой опыт в приземлении своего предыдущего купола, мы не собираемся писать инструкцию «как это делается»!) Приземление Velocity – удовольствие, которое вы будете получать после того, как привыкнете к высокоскоростным заходам! Velocity может приземляться гораздо плавнее и мягче, чем многие другие купола такого же размера и даже некоторые купола большего размера. Многие не чувствуют этого, и касаются ногой земли преждевременно в своем первом прыжке на Velocity, момент касания земли просходит раньше, чем это необходимо. Стабильные приземления, с минимальной возможной скоростью в момент касания земли необходимы при переходе на Velocity меньшего размера. Важно очень плавно управлять клевантами непосредственно перед приземлением, в противном случае, крайние метры исчезнут слишком быстро, и скорость в момент касания земли будет выше, чем необходимо.
Приземление с прямой, без разгона на свободных концах:
В связи с тем, что Velocity имеет более крутой угол захода, чем Stiletto, заход с прямой на Velocity ощущается аналогичным заходу на Stiletto с легким разгоном на передних свободных концах. Многие «агрессивные» пилоты опасаются приземлений с прямой, однако на Velocity они могут быть завершены вполне комфортно и безопасно, даже с большой загрузкой, если, конечно, техника приземления правильна. У вас есть большой излишек энергии, которая сделает потерю крайней высоты и «скольжение» над землей очень простыми. Если вы, конечно, сделаете все правильно и своевременно.Большая часть «правильной» техники – избежание общей ошибки: «поддергивание» за клеванты в течение всего времени потери крайней высоты. Эта нервная привычка влияет на скорость и вряд ли сможет помочь вам при исполнении подушки. Для минимальной коррекции курса используйте движения в подвесной системе.
«Агрессивный» заход с разворота:
Если вы уже совершили сотни или тысячи таких приземлений, тогда, конечно, ваше мастерство может быть перенесено на Velocity. Вы должны быть готовыми к тому, что заходы станут гораздо более быстрыми, если вы берете купол меньшего размера. Будьте внимательны к высоте! Это крайне опасная игра, которая не прощает ошибок! Две идеи к размышлению: сторонникам свободных концов – не думайте, что развороты на клевантах более опасны. Учитывая скорость и потерю высоты Velocity, вы можете оказаться слишком низко после разворота на переднем свободном конце, и спокойный разворот на клеванте может спасти вашу жизнь. Долгий, с большим радиусом, разворот, начатый довольно высоко, даст вам большую скорость в результате (чем радикальный моментальный разворот), и как следствие, у вас получится более длинный свуп. Помните, можно иметь огромное пространство и большой запас высоты, но оказаться на неподходящем направлении. Способность построить наиболее мягкий и эффективный заход при любой условиях – черта настоящего мастера в пилотировании.Будьте внимательны к более медленным куполам.
3.Характеристики открытия:
Определения: первая стадия открытия, когда купол выходит из камеры, натягивая стропы на всю длину, называется выходом из камеры. Вторая фаза открытия, когда расправлена центральная секция и купол приобрел направление, но слайдер все еще наверху, называется фитилем или грушей. Третья стадия – наполнение – когда слайдер скользит вниз, а секции приобретают необходимую жесткость.
Выход из камеры: эта стадия открытия на Velocity такая же, или чуть быстрее, чем на Stiletto, что, главным образом, является следствием неординарного объема и жесткости купола. Клеванты зачековываются достаточно глубоко. Это важно для уменьшения скорости во время открытия, и несколько ускоряет именно эту стадию открытия. Мы считаем это вопросом безопасности. Аккуратно пробитые сложения в процессе укладки также ускорят эту стадию.
Фитиль: время, пока купол фитилит, сравнимо с временем этой стадии на Stiletto, и гораздо дольше, чем на Sabre или Silhouette. Купол фитилит тем меньше, чем больше скорость падения во время броска медузы, и наоборот. Это время также зависит от аккуратности укладки.
Наполнение: В общем, купол наполняется так же, как Stiletto, может быть, чуть медленнее. Не смотря ни на что, открытие может происходить несколько быстрее, если вы имеете привычку бросать медузу на большой скорости, (прежде всего – купол будет меньше фитилить, и, таким образом, вы меньше просыпетесь вниз, до и во время наполнения).
Контроль направления во время открытия:
На Velocity контролировать направление гораздо проще, чем на Stiletto. Тем не менее, как и на Stiletto, каждое, даже самое незначительное, изменения положения тела в подвесной приводит к смене напрвления, в лучшую или худшую сторону. Ознакомьтесь с дополнительной информацией о контроле за напрвлением в конце этой статьи.
Факторы, влияющие на открытие:
Открытия Velocity зависят от скорости падения, размера медузы и способа укладки гораздо больше, чем открытия Stiletto, который прощает гораздо больше в этом отношении, чем Velocity.
Тщательность укладки помогает сделать открытие более последовательным. Хорошо встряхните купол, позволив полотнищал лечь ровно еще до того, как вы начнете пробивать сложения. Мы категорически не рекомендуем засовывать сопла вглубь укладки, это может привести к доворотам на открытии. Напротив, никак не крутите сопла, оставить их висеть прямо, или же засуньте боковые секции секций в центральную, не погружая это в центр укладки. Следите за тем, чтобы стропы третьего и четвертого рядов оставались вместе в центре. Слайдер должен быть пробит на стороны, назад и вперед, и лишь чуть-чуть вытащен вперед, в носовой части купола. Следует обратить внимание на положение слайдера относительно таблеток на стабилизаторах купола, полотнище слайдера должно находиться, главным образом, внизу, ближе к центру укладки. Оборачивая купол хвостом, крутите хвост настолько, чтобы он только придеживал укладку, не стоитзасовывать закрученнуе края хвоста внутрь укладки. Когда вы укладываете маленький купол в камеру, у вас может возникнуть желание не делать первое маленькое сложение в районе слайдера (смотри руководство), поскольку сложенный в колбасу купол слишком короткий, чтобы сделать все сложения.
4. Размер имеет значение:
Известно, что многие пилотируют Stiletto с загрузкой от 1.4 до 2.1, вместо того, чтобы выбрать размер купола с загрузкой в пределах 1.3, как рекомендуется производителем. Те, кто пилотирует такой купол с упехом, будут довольны Velocity с загрузкой от 1.2 до 2.2, хотя, в принципе, он хорошо ведет себя и при загрузке 1.0, если так захочет какой-нибудь пилот. Таблица размеров описывает возможные варианты, однако не стоит делать вывод, что скайдайвер, спокойно чувствующий себя на Stiletto c загрузкой 1.3 сразу может взять Velocity с загрузкой 2.2! Наш принцип (на момент написания этой статьи) указать наиболее консервативную загрузку в таблицах рекомендаций Velocity и Stiletto для пилотов разных уровней:
Min вес (фунты). Студент Новичок Средний уровень Продвинутый Эксперт Max вес
VE-79 79 N/R N/R N/R 103 150 174
VE-84 84 N/R N/R N/R 109 160 185
VE-90 90 N/R N/R N/R 117 171 198
VE-96 96 N/R N/R N/R 125 182 211
VE-103 103 N/R N/R N/R 134 196 227
VE-111 111 N/R N/R N/R 144 210 244
VE-120 120 N/R N/R N/R 156 228 264
ST-97 VLC* N/R N/R N/R 116 136 165
ST-107 VLC* N/R N/R N/R 128 150 182
ST-120 VLC* N/R N/R N/R 144 168 204
ST-135 VLC* N/R N/R N/R 162 189 230
ST-150 VLC* N/R N/R N/R 180 210 255
ST-170 VLC* N/R N/R 136 204 238 272
ST-190 VLC* N/R N/R 152 228 266 285
* = Зависит от условий приземления (VLC)
N/R = не рекомендуется.
Какой размер наиболее вам подходит?
Мы настоятельно НЕ рекомендуем сильно уменьшать размер купола, вне зависимости от того, насколь эффктективна та или иная загрузка. Подумайте о своем куполе и своем опыте до настоящего момента. Послушен ли купол в управлении? Вы чувствуете себя комфортно? У ваших друзей нет причин для беспокойства о вас? Подумайте, сможете ли вы управлять куполом при сложных погодных условиях? А приземлить его не ограниченную, неподготовленную площадку? Сильное уменьшение возможно только если вы действительно хотите больше скорости и вас объективно можно назвать очень опытным пилотом. Если это не так, разумнее будет взять Velocity того же размера, или лишь на размер меньше, чем ваш купол, допустимо начать использование Velocity с загрузкой от 1.0. Мы настоятельно рекомендуем не уменьшать площадь купола более, чем на 15%. Вы должны будет делать расчеты при пилотировании, помня о том, что скорость купола во всех режимах возросла. Вемя на расчеты уменьшается с увеличением скорости – моут возникнуть проблемы с разделением куполов по вертикали.
Размеры и укладочный объем:
Velocity производиться семи размеров: 120, 111, 103, 96, 90, 84 и 79. Укладочный объем аналогичен объему Stiletto, который на размер больше. Однако это зависит от размера купола, аккуратности укладки и влажности.
5.Итог:
Помните, мы сравниваем разные купола только одинаковых размеров. Уменьшение, даже совсем незначительное, усиливает различия. Другими словами, Velocity 103 гораздо быстрее Stiletto 107 во всех режимах и более чутко реагирует на клеванты, свободные концы и движения в подвесной, потому что он меньше. (Однако может терять высоту на приземлении гораздо медленнее, если действовать правильно.) Velocity кроайне приятен в управлении, однако не может стать заменой Stiletto для всех. Модель и размер купола – личный выбор каждого. Вы должны ответить на вопрос: «Купол быстрый, смогу ли я приземлить его?». Сделайте ваш выбор, хорошенько обдумав информацию, изложенную здесь, соотнеся ее с вашим опытом и пожеланиями.если вы решили пилотировать Velocity, мы надеемся, вы получите максимальное удовольствие.
Дополнительная информация по контролю направления во время открытия:
Многие контролируют направление во время открытия и пилотирования на своих Stiletto и других эллиптических куполах очень хорошо, а у других возникают некоторые сложности с этим. Одно из решений этой проблемы – уделять больше внимания укладке, делать это правильнее и аккуратнее, однако гораздо большее значение имеет положение тела во все время открытия – от броска медузы, до коллапсирования слайдера. У многих скайдайверов очень примитивное представление о правильном положении тела: главное контролировать уровень, на котором находятся плечи, и не более того. На самом деле, контроль за положением тела – это гораздо больше.
Гораздо правильнее – понять, что контролировать (или не контролировать) две половины купола можно, воздействуя на две половины подвесной системы во время открытия, а особенно во время наполнения купола. Центральная секция и слайдер оказывают сильное сопротивление потоку, направляя воздух в обе половины купола. То, как вы сидите в подвесной, определяет, сколько воздуха попадет в каждую половину, то есть, какая из них наполнится первой. Начало нессиметричного наполнения может нагрузить часть подвесной, изменив положение вашего тела. Таким образом, изменение положение вашего тела – процесс динамичный и интерактивный. Наполнение купола напрямую зависит от положения вашего тела, в то время как положение тела напрямую зависит от наполнения купола.
Если вы хорошо уложили купол и следите за положением тела, вы будете чувствовать «пульсацию» одинаково в обеих сторонах подвесной, когда стропы выходят из резинок на камере. Момент выхода купола из камеры и расправления также ощущается в обеих половинах подвесной. Оба колена должны симметрично поддернуться в момент перехода тела из горизонтального в вертикальное положение.
Пока купол фитилит, если вы сохранили правильную форму и процесс проходит штатно, просто сидите в подвесной и прикидывайте траекторию дальнейшего полета, обращая внимание на свои ощущения. Если во время начала наполнения купола одна из половин подвесной приподнялась вверх с большим усилием, чуть переместитесь на эту половину, надавите на нее (не перестарайтесь!). Регулируйте направление, чуть надавливая то на одну, то на дугую сторону подвесной. Если вы будете вовремя реагировать на все изменения, вы не позволите ему наклонить вас на одну сторону, устранив тем самым доворот или вовсе избежав его. Вы повернетесь, несмотря не на что, если позволите куполу приподнять одну из половин подвесной сильнее, чем другую.
Одни скайдайверы имеют большие трудности с контролем направления, просто не вмешиваясь, другие создают проблемы, будучи напряженными и жесткими в подвесной, пытаясь доминировать над куполом во время открытия, как будто они объезжают дикую лошадь. Открытие – интерактивный процесс, ни купол, ни человек, не доминируют в нем. Лучшее решение – оттдаться потоку, сесть «коробочкой» в подвесной, расслабиться и слегка нагружать соответствующие стороны, чувствуя легкие, но заметные тенденции к перекосу.
Запомните, что основное движение в подвесной – это легкое надавливание вниз, на сторону, которую приподнимает наполняющийся купол. Не пытайтесь крутиться и извиваться в направлении, противоположном развороту! Многие находят это разумным, однако, на деле — это главная причина закруток. Если купол начал поворачивать вопреки вашим усилиям, расслабьтесь и следуйте за ним, чтобы не спровоцировать закрутку. (Другая причина закруток – повороты камеры, результат которых вы ощущаете уже в момент расчековки строп. Это часто случается, если свободные концы зацепляются за нижние углы контейнера запаски, когда плечи опущены слишком низко. Это также может случиться, если не оставлена слабина строп между крайней резинкой и местом крепления к свободным концам. Оставляйте по крайней мере 40 см. слабины.)