Главная » БЕЗОПАСНОСТЬ »ИЗ АРХИВОВ » Сейчас читаете:

Анализ парашютных происшествий за 1998-2005

За период с 1998 по 2005 годы на территории Российской Федерации произошло 86 парашютных происшествий повлекших гибель 92 парашютистов. Из них начинающие парашютисты (выполнившие до 25 прыжков) – 31.5%, мало опытные парашютисты (выполнившие от 25 до 250 прыжков) – 45.7%, достаточно опытные (выполнившие от 250 прыжков и более) – 22.8% . В этот же период произошло три авиакатастрофы с летательными аппаратами, работавшими на выброску парашютистов в которых погибло 37 парашютистов, 5 членов экипажей и 1 пассажир.
Причинами происшествий (по убыванию количества погибших) стали:

1. Отказ ОП, отсутствие попыток введения в действие ЗП –
12 случаев, 12 погибших, 13.4% от общего количества парашютных происшествий, начинающие парашютисты (выполнившие до 25 прыжков) – 1 (8.3%), мало опытные парашютисты (выполнившие от 25 до 250 прыжков) – 10 (83.3%), достаточно опытные (выполнившие от 250 прыжков и более)- 1 (8.3%).

2. Полный отказ ОП, потеря контроля высоты, не хватка высоты для введения в действие ЗП – 11 случаев, 11 погибших, 11.4% от общего количества парашютных происшествий, начинающие парашютисты – 2 (18.1%), мало опытные парашютисты – 6 (54%), достаточно опытные- 3 (27.2%).

3. Частичный отказ ОП, потеря контроля высоты, не хватка высоты для введения в действие ЗП –
8 случаев, 8 погибших, 8.6% от общего количества парашютных происшествий, начинающие парашютисты – 1 (12.5%), мало опытные парашютисты – 5
(62.5%), достаточно опытные- 2 (25%).

4. Низкий разворот на парашюте типа «крыло» –
6 случаев, 6 погибших, 6.52% от общего количества парашютных происшествий, мало опытные парашютисты – 4 (66.6%), достаточно опытные- 2 (33.3%).

5. Захват стабилизации на отделении (ОП – Д-5, Д-6, Д-10) отсутствие попыток ввода в действие ЗП –
4 случая, 4 погибших, 6.52% от общего количества парашютных происшествий, начинающие парашютисты – 4 (100%)

6. Частичный отказ ОП, потеря контроля высоты, борьба с отказом ОП до земли без попыток введения в действие ЗП –
5 случаев, 5 погибших, 5.43% от общего количества парашютных происшествий, начинающие парашютисты – 1 (20%), мало опытные парашютисты – 3 (60%), достаточно опытные – 1 (20%).

7. Незапланированное приводнение (пропавшие без вести) –
2 случая, 5 пропавших, 5.43% от общего количества парашютных происшествий, начинающие парашютисты – 4 (80%), достаточно опытные – 1 (20%).

8. Спутывание ОП и ЗП –
4 случая, 4 погибших, 4.3% от общего количества парашютных происшествий,
начинающие парашютисты – 2 (50%), мало опытные парашютисты – 1 (25%),
достаточно опытные – 1 (25%).

9. Приземление на ЛЭП –
4 случая, 4 погибших, 4.3% от общего количества парашютных происшествий,
начинающие парашютисты – 3 (75%), мало опытные парашютисты – 1 (25%).

10. Полный отказ ОП и ЗП –
3 случая, 3 погибших, 3.26% от общего количества парашютных происшествий, мало опытные парашютисты – 3 (100%).

11. Прыжки на воду (утонувшие) –
3 случая, 3 погибших, 3.26% от общего количества парашютных происшествий,
начинающие парашютисты – 3 (100%).

12. Приземление на ограниченную площадку с препятствиями на скоростном парашюте типа “крыло”-
3 случая, 3 погибших, 3.26% от общего количества парашютных происшествий,
мало опытные парашютисты – 3 (66.6%), достаточно опытные – 1 (33.3%).

13. Показательные выступления на купольную акробатику, низкий роспуск фигуры “этажерка” –
2 случая, 3 погибших, 3.26% от общего количества парашютных происшествий, достаточно опытные – 3 (100%).

14. Столкновение в воздухе под рабочими ОП –
2 случая, 2 погибших, 2.17% от общего количества парашютных происшествий, мало опытные парашютисты – 3 (50%), достаточно опытные – 1 (50%).

15. Незацеп камеры стабилизации к ЛА, отсутствие попыток ввода в действие ЗП –
2 случая, 2 погибших, 2.17% от общего количества парашютных происшествий,
начинающие парашютисты – 2 (100%).

16. Ошибка в пилотировании на приземлении высокоскоростного парашюта типа “крыло” –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных
происшествий, достаточно опытный парашютист.

17. Выпадение в свободном падении из подвесной системы –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных
происшествий, достаточно опытный парашютист.

18. Столкновение в свободном падении (отсутствие страхующего прибора) –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий,
достаточно опытный парашютист.

19. Получение травм во время открытия ОП, снижение под ОП с вращением, гибель при столкновении с землей в бессознательном состоянии –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий,
достаточно опытный парашютист.

20. Затенение ШВП ОП, отсутствие попыток ввода в действие ЗП –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий, начинающий парашютист.

21. Отцепка рабочего ОП и не ввод в действие ЗП –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий, начинающий парашютист.

22. Приземление на препятствия без сознания, после столкновения на разбежке, под рабочим ЗП –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий,
достаточно опытный парашютист.

23. Потеря сознания в результате столкновения с падающим парашютистом во время наполнения ОП, приземление с неправильно работающем ОП без сознания –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий,
мало опытный парашютист.

24. Ошибочный ввод в действие отцепки ОП вместо отцепки флага, на показательных выступлениях, на малой высоте –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий,
достаточно опытный парашютист.

25. Протаскивание после приземления с круглым парашютом –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий,
начинающий парашютист.

26. Отцепка свободного конца парашюта Д-6 на высоте 200 м. –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий,
начинающий парашютист.

27. Приземление на лес с круглым парашютом, удушение в момент покидания подвесной системы –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий, начинающий парашютист.

28. Приземление на лес с парашютом типа крыло сваливание и падение с высоты деревьев –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий, мало опытный парашютист.

29. Получение травм при протаскивании с парашютом Д-6 гибель в результате авиакатастрофы МИ-2 при эвакуации в госпиталь –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий,
начинающий парашютист.

30. Зафиксированное парашютное происшествие с отсутствием
данных о происшествии –
1 случай, 1 погибший, 1.08% от общего количества парашютных происшествий.

Если вы обратили внимание, на 1, 2, 3, 6 местах стоят парашютные происшествия, в которых парашютистам не хватало времени и высоты для введения или наполнения запасного парашюта. Составляющими данных происшествии, как правило, становятся следующие предпосылки:
1. Отсутствие контроля за высотой открытия ОП.
2. Потеря контроля за высотой во время борьбы с отказом.
3. Низкая высота принятия решения к отцепке отказавшего купола.
4. Психологический барьер готовности к отказу.
5. Неправильная оценка своих возможностей по отношению к устранению отказа.

На четвертом месте стоят парашютные происшествия связанные с низким разворотом. Составляющими данных происшествии, как правило, становятся следующие факторы:
1. Отсутствие нужных знаний у парашютиста.
2. Несоответствие уровня парашютиста и класса ОП с которым выполнялся прыжок.
3. Отсутствие контроля высоты перед выполнением и во время выполнения разворота, неправильная техника пилотирования, неправильная оценка погодных факторов.
На пятом месте стоят парашютные происшествия связанные с захватом стабилизирующего парашюта. Составляющими данных происшествии, как правило, становятся следующие факторы:
1. Низкий уровень подготовки начинающего парашютиста, отсутствие понимания правила отделения от ЛА и действий в особых случаях.
2. Психологический барьер готовности к отказу.
3. Низкий уровень подготовки и опыт выпускающего на борту ЛА.

Анализ отказов парашютных систем.

Парашютные происшествия с полным или частичным отказом ОП.
1. ПО-16 – 7 случаев
2. ПО-17 – 5 случаев
3. Д1-5У – 5 случаев
4. Т-4 – 3 случая
5. УТ-15 – 3 случая
6. Арбалет-1 – 3 случая
7. Лесник – 2 случая
8. Талка М – 2 случая
9. Para Foil – 2 случая
10. Талка 3 – 1 случай
11. Экшен – 1 случай
12. Delta – 1 случай
13. Laser 7 cell – 1 случай
14. Stiletto – 1 случай
15. Diablo – 1 случай

Спутывание ОП и ЗП
1. ПО-16 и 3-5 – 2 случая
2. ПС Арбалет-1 – 1 случай
3. Д-6сер.4 и 3-5 – 1 случай

Полный отказ ОП и ЗП
1. ПО-16 и ПЗ-81 – 1случай
2. Хит 252 и ПЗ-81 – 1 случай
3. Альянс и ПЗ-81 – 1 случай

Основные факторы повлиявшие на отказы парашютной техники:
1. Укладка:
– укладка парашютов лицами не прошедшими обучение
– коллективная укладка
– нарушение сроков переукладки
2. Нарушение правил эксплуатации:
– эксплуатация парашютных систем без доработок по бюллетеням.
– нарушение условий хранения ПС.
– отсутствие знаний о особенностях парашютных систем советского и российского производства. При отсутствии бюллетеня от производителя, некоторые доработки делать необходимо (например на ПО – 16, ПЗ-81…) или вообще отказаться от эксплуатации данных систем.
3. Комплектование и эксплуатация заведомо аварийных систем.
4. Неправильные действия парашютистов во время открытия и в особых случаях.

 

Анализ парашютных происшествий за 1998 год
________________________________________
В 1998 году на территории Российской Федерации произошло 12 парашютных происшествий, в результате которых погибло 16 человек, из них по ведомствам: РОСТО – 5, МАПО – 2, АСВ – 1, ФПС – 1, ВВС – 1, кроме того во вневедомственных организациях: ОО “Аэроклуб”, г.Луначарский, Поволжье – 2, Общественная организация “Робинзонада-98” – 4.
Действия руководителей и специалистов всех уровней, во всех парашютных происшествиях, служат негативным примером прямых нарушений базовых требований безопасности при проведении отдельных видов парашютных прыжков, наглядно показывают целый ряд упущений в обучении и натренированности парашютистов, являются примером преступной халатности и беспечной небрежности в подготовке парашютно-десантной техники с элементами поверхностного контроля Действия закона, твердая исполнительская дисциплина и порядок в организации парашютных прыжков, отличные знания и отшлифованность действий обучаемых на земле залог успеха в воздухе. Приведенные ниже происшествия, еще и еще раз напомнят о цене ответственности каждого руководителя и обучаемого парашютиста. Небо не прощает ошибок и расхлябанности в исполнении законов летной и парашютной служб.
25 января в Егорьевском АСК (РОСТО) при выполнении 19-го прыжка с парашютом погибла спортсменка Павельева А.Ю. После выполнения прыжка на ручное раскрытие парашюта Д-1-5У, спортсменка приземлилась на лес. Купол зацепился за вершину сосны, и спортсменка повисла в 6-7 метрах от земли. Она раскрыла запасной парашют и решила спуститься по нему на землю. е усевшись в подвесной системе и не расстегнув грудную перемычку начала расстегивать ножные обхваты. Соскользнула вниз и повисла на грудной перемычке, которая оказалась на шее ниже подбородка. Перемычкой голову спортсменки придавило к стволу лереьа, не давая выпасть из подвесной системы. Парашютистка погибла в результате удушения.
Причины происшествия:
1. Hеудовлетворительный расчет прыжка (выброска парашютистки не обеспечила ее попалания на площадку приземления).
2. Hедоученность парашютистки действиям при возникновении нештатной ситуации при приземлении на лес.
20 марта в Ярославоком АСК (РОСТО) при выполнении 3098 прыжка с парашютом погиб летчик-инструктор-парашютист 1 класса, мастер парашютного спорта Сухорученко А.М. Прыжок выполнялся с вертолета Ми-2 с высоты 700 метров с парашютом “Пара-Фойл”. После введения вытяжного устройства из-за неправильной зачековки ранца произошел полный отказ основной парашютной системы. Борясь с отказом основного парашюта, парашютист потерял контроль за высотой, и не успел ввести в действие запасной парашют, при ударе о землю погиб.
Причины происшествия:
1. Hарушения в организации, подготовке и проведении прыжков с парашютом (контроль укладки и осмотр парашютиста перед прыжком никем не производился).
2. Переоценка своего уровня подготовки, повлекшая неграмотные действия при возникновении аварийной ситуации.
28 марта на аэродроме Касимов (авиация СВ, Лен ВО) погибла незаконно оказавшаяся на борту военного вертолета гражданка Соболева М.П. Парашютистка выполняла 208-й прыжок с парашютом, с высоты 1200 метров, из вертолета Ми-8. Метеоусловия: ПМУ, температура воздуха +1ёС. Парашютная система: ранец “Вектор”, основной парашют “Дельта”, запасной парашют “Свифт”. Соболева М.П. выполнила задержку раскрытия ранца в течении 10 секунд, после чего сорвалась в беспорядочное падение. Запасным парашютом не воспользовалась.
Причины происшествия:
1. Hарушения в организации прыжков с парашютом, выpазившиеся в допуске к прыжкам парашютистки из другого ведомства (начальник ПС и ПДС И.В.Гринев).
11 апреля в 3-м Московскою аэроклубе РОСТО при выполнении 1606 прыжка погиб воздушный оператор Криштопа А.В. Он выполнял прыжок с высоты 3500 м на видеосъемку спортмена по скайсерфингу. После съемки ввел в действие свой парашют, но при раскрытии произошло защемление люверсом слайдера левой стропы управления, вставленной в штатную прорезь на стропе выше ограничительного кольца приблизительно на 15-20 см, что привело к перекосу и явилось причиной интенсивного вращения. Парашютист вместо отцепки основного и введения запасного начал делать безуспешные попытки остановить вращение. Все это заснято на его видеопленке.
Причины происшествия:
1. Hизкое открытие парашюта и неграмотные действия в аварийной ситуации.
7 мая в Казанском ГП АРТ МАО при выполнении 1325 прыжка с парашютом погиб мастер парашютного спорта Пашков Е.В. Спортсмен выполнил резкий разворот на скоростном парашюте “Экшен” на малой высоте не успел его выровнять. От полученных при грубом приземлении травм впоследствии скончался.
Причины происшествия:
1. Допуск к прыжку недоученного парашютиста.
2. Hедисциплинированность парашютиста, выразившаяся в выполнении резких разворотов на недопустимо малой высоте.
4 июля на аэродроме Джонки (Комсомольск-на-Амуре, КААОО, МАПО) при выполнении 34-го прыжка с парашютом погиб начальник отделения отдела ГАИ, майор милиции Марченков Ю.H., 1945 года рождения. Прыжок выполнялся с самолета Ан-2 с парашютом Т-4-4МП. После отделения парашютист, сохраняя стабильное падение, не предпринял попытки открыть основной или запасной парашют. Страхующий прибор ППК-У-405А сработал только при ударе о землю.
Причины происшествия:
1. Hаpушение методики подготовки парашютистов.
2. Допуск к прыжкам неподготовленного парашютиста.
24 июля в 18:03 при проведении конкурса ОО Робинзонады-98 с выполнением прыжков с парашютом с Ан-2. на аэродроме Деревянное, произошло чрезвычайное происшествие с гибелью 4-х подростков, занесенных ветром в озеро из-за резкого ухудшения погоды.
Причины происшествия:
1. Hарушение законов летной и парашютной служб. Заведено уголовное дело.
16 августа ОО “Аэроклуб”, аэр. Луначарский (вблизи Тольятти) были незаконно организованы показательные прыжки с парашютом в HП Луначарский. Прыжки выполнялись на воду. В результате чего после приземления на воду утонуло два человека.
28 августа, в 10:12, в Екатеринбургском АСК мри выполнении 200 прыжка с парашютом Талка-М (ПЗ-81) по упр.19 (гр. прыжок из 9 чел.), с 2400 м из Ан-2 погиб спортсмен-парашютист Кузнецов А.В. После выполнения задания, старшим группы была подана команда к расхождению на 1200 м. Парашютист Кузнецов А.В. перехватил руку инструктора и препятствовал расхождению до 500-450 м. Инструктор освободился от захвата на предельно малой высоте и раскрыл парашют. Кузнецов А.В. падал до касания с землей и попыток открыть основной или запасной не сделал. Предположительной причиной происшествия явилось резкое ухудшение здоровья в процессе выполнения парашютного прыжка, связанное с заболеваниями Кузнецова А.В., о которых стало известно в ходе беседы с родственниками при расследовании парашютного происшествия.
4 октября при проведении показательных прыжков в г.Астрахань погиб начальник склада ПДИ 185 ЦБП прапорщик Кипорук В.В., инструктор ПДП, общее количество прыжков с парашютом 653, в текущем году 91. Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8 на скорости 140 км/час с высоты 720 метров. Основной парашют ПО-16, запасной З-5 серии 4. Метеоусловия: облачность 7-9 баллов, нижняя граница облаков 750 метров, ветер у земли 5-6 м/сек. Прапорщик Кипорук В.В. выполнял прыжок по упражнению 26 КПП ВВС-80 в группе из четырех человек, третьим в заходе. После отделения от вертолета, через 2-3 секунды парашютист ввел в действие основной парашют. В процессе раскрытия произошла глубокая накрутка строп (3-4 оборота), что привело к неполному наполнению купола и несходу устройства рифления. Вместо немедленной отцепки отказавшего основного парашюта и введения в действие запасного, парашютист стал бороться с отказом и упустил контроль за высотой. а недопустимо малой высоте 60-70 метров отцепил основной купол и ввел в действие запасной парашют, который наполниться не успел. Парашютист ударился о край крыши пятиэтажного дома и от полученных травм погиб.
Причины происшествия:
1. Hеудовлетворительная организация прыжков с парашютом, приведшая к нарушению ограничений по высоте и времени задержки после отделения от вертолета при применении парашюта ПО-16.
2. Hебрежная укладка парашюта ПО-16. приведшая к глубокой (3-4 оборота) закрутке строп (практически на всю длину). 3. Hеграмотные действия парашютиста, выразившиеся в борьбе с отказом при дефиците высоты, что привело к вводу в действие запасного парашюта на недопустимо малой высоте 60-70 метров.
20 декабря на аэродроме Коробчеево (Коломенский АК РОСТО) при выполнении 1-го прыжка с парашютом, погиб парашютист Смирнов К.В., 1976 года рождения. Прыжок выполнялся с самолета Ан-2 с высоты 700 метров, с парашютом Д-6. Комиссией авиации РОСТО установлено: в момент отделення парашютист резко наклонился и нырнул вниз головой под борт самолета с вращением и последующим переворотом на спину, что привело к затенению стабилизирующего парашюта. После чего воздушным потоком пучок строп набросило на камеру основною парашюта, что привело к захвату одной из строп камеры с куполом внутри и оставшимися в газырях стропами, тем самым приостановился процесс дальнейшего выхода строп и pаскрытия парашюта. Запасным парашютом парашютист не воспользовался.
24 декабpя на аэродроме Мурмаши (ФПС РФ), при выполнении 4220 прыжка с парашютом, погиб начальник ПС и ПДС в/ч 2083 прапорщик Моисеев А.Б. Прыжок выполнялся с вертолета Ми-8, с высоты 1100 метров, с парашютом ПО-16, запасной парашют З-5 серии 4. После 10 сек. задержки парашютист ввел в действие основной парашют, который из камеры вышел не полностью. Парашютист предпринял попытки устранить отказ путем раздергивания лямок свободных концов, потерял контроль за высотой, поздно отсоединил основной парашют и ввел в действие запасной, который из-за малой высоты наполниться не успел.
Причины происшествия:
1. Hарушение мер безопасности, заключающееся в применении парашютной системы данного типа при отрицательных температурных условиях.
2. Потеря контроля высоты.
Анализ вышеизложенных происшествий показывает, что основными причинами гибели людей явились:
• упущения в организации полготовки н проведения прыжков с парашютом со стороны должностных лиц различного уровня;
• отсутствие четкого распределения обязанностей межлу руководителями при взаимодействии организаций различных ведомств по выполнению совместной летной и парашютной деятельности;
• неподготовленность-парашютистов к действиям при отказе основного купола парашюта и введении в действие запасного парашюта;
• нарушение требований эксплуатационной и технической документации при подготовке и выполнении прыжков на имеющейся парашютной технике.
ТРЕБУЮ:
1. Hачальникам региональных авиационных отделов и авиационных организаций проанализировать парашютные происшествия за 1998 год, строго следить за соблюдением законов летной и парашютной служб.
2. Провести технические осмотры парашютов и приборов.
3. Увеличить время на проведение тренажа по введению в действие запасного парашюта при проведении наземной подготовки со всеми категориями парашютистов.
4. Программу ППП-94 отменить. Сборник программ парашютной подготовки (СППП-97) дополнить новой “Программой парашютной подготовки перворазников”.
5. Со всем постоянным составом изучить Положение П1.1.94-92 “Организация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов”.
6. О всех предпосылках, инцидентах и парашютных происшествиях докладывать установленным порядком (с оформлением карточки их учета немедленно) на ЦКП УА РОСТО тел. 490-19-93, 491-38-93 и парашютный отдел тел. 490-46-84, 491-84-38
Зам. председателя ЦС РОСТО Генерал-майор А. Коровин

Анализ парашютных происшествий за 1999 год
________________________________________
РУКОВОДИТЕЛЯМ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ,
КОМАНДУЮЩИМ ВИДАМИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное управление авиационно-космического – поиска и спасания
при Министерстве обороны Российской Федерации
___________________________________
г. Москва, К-160, войсковая часть 65334
________________________________________
Направляю Вам Решение секции координационного совета Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания от 30 ноября 1999 года.

Приложение: Решение …, несекретно, на 2 л. в 1 экз.

Председатель Координационного совета
Федерального управления
авиационно-космического поиска и спасания
генерал-майор авиации
А. Пузанов
Анализ парашютных происшествий за 1999 год.
В 1999 году Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ) зарегистрировано 10 парашютных происшествий, в результате которых погибло 11 человек (в 1998 году произошло 10 парашютных происшествий с гибелью 12 человек). В Армейской авиации произошло – 1 парашютное происшествие (погиб 1 человек), в МЧС – 1 парашютное происшествие (погиб 1 человек), в Национальном аэроклубе Республики Татарстан – 1 парашютное происшествие (погиб 1 человек), в Российском авиационно-космическом агенстве – 1 парашютное происшествие (погиб 1 человек), в РОСТО – 6 парашютных происшествий (погибло 7 человек).
12.02.99г. на аэродроме Левашове (6 А ВВС и ПВО), при выполнении 173-го прыжка с парашютом погиб парашютист Федерации парашютного спорта Северо-Западного региона Мацюк К.А. Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8, Н= 1200м, парашютная система LТалка¦.
Причинами парашютного происшествия явились неправильные действия парашютиста при приземлении на лес, проявившиеся в резком изменении горизонтальной скорости и выведении парашюта на режим сваливания, зацепление кромки купола за вершину дерева, вследствие чего произошло складывание парашюта и падение парашютиста с высоты 25-30 м.
03.03.99г. при выполнении прыжка на купольную акробатику (упр. ¦ 43, 44) на аэр. Моздок (ВВ МВД РФ) погибли два парашютиста Моздокского АТСК Павлов B.C. (1451 прыжок), и Харченко В.В. (1003 прыжка), парашютные системы ПО-16.
При роспуске формации купольной акробатики (элемент Lэтажерка¦), на высоте 50 м. произошло зацепление ногой верхнего парашютиста правой части купола нижнего парашютиста. В результате произошло Lскладывание¦ обоих парашютов, и парашютисты с высоты 20-25м. упали на землю. От полученных травм оба парашютиста скончались.
Причинами этого происшествия явились излишняя самоуверенность парашютистов при выполнении прыжков с парашютом, нарушение требований к экипировке парашютиста- зацепление за купол произошло (предположительно) металлической пряжкой лётного ботинка.
5.03.99г. при выполнении 79 прыжка с парашютом на аэродроме Красноярск погиб парашютист МЧС прапорщик Лисиенко В.А.(в/ч 96856). Прыжок выполнялся из вертолёта Ми-8 с высоты 1500 м. на скорости 120 км/час с парашютом По-16. Из-за применения парашюта По-16 при недопустимо низкой температуре (-20 градусов) произошел неполный выход купола из камеры. Парашютист отцепил основной купол на недопустимо малой высоте 200 м. и на высоте (50-60 м) ввёл в действие запасной парашют, который наполниться не успел. При ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия: эксплуатация парашютной системы при температуре, не предусмотренной ее тактико-техническими характеристиками. Потеря контроля за высотой и позднее введение в работу запасного парашюта.
29.03.99г. на аэродроме Шарыпово (филиал Ленинск-Кузнецкого АСК) при выполнении 7-го прыжка с парашютом погиб парашютист Гилёк Е.В. Прыжок выполнялся с парашютной системой Д-1-5у, из самолета Ан-2. После отделения от самолета ранец парашюта был расчекован вытяжной веревкой. Вытяжной шаровой парашют вышел и вытянул на полную длину купол в чехле. В дальнейшем выход строп из сот прекратился, нижний клапан чехла остался зачекован из-за неправильной укладки строп. Автоматического раскрытия запасного парашюта 3-5 произошло из-за разблокировки парашютистом страхующего прибора ППК-У перед отделением от самолета. Запасной парашют парашютист ввел в действие на высоте ниже минимальной допустимой. Полностью парашют наполниться не успел.
Обращает на себя внимание тот факт, что этого происшествия никто не заметил, и парашютные прыжки продолжались еще в течение часа.
Причины происшествия: – неудовлетворительная работа руководства филиала Ленинск-Кузнецкого АСК по организации подготовки и проведения прыжков с парашютом;
– полное отсутствие контроля со стороны должностных лиц и невыполнение ими своих функциональных обязанностей (при укладке ПС, на линии осмотра, в самолете, на площадке приземления);
– недисциплинированность парашютиста, выполнявшего прыжок с парашютом.
05.06.99г. на аэродроме LГоловине¦ в Томском АСК при выполнении 223-го прыжка с парашютом погиб спортсмен-парашютист 1-го разряда Бейнарис В.А. Прыжок выполнялся с парашютной системой LТалка¦ (ПО-16, ПЗ-81). После задержки 10 сек. парашютист ввёл в действие основной парашют. Обнаружив отказ, из-за несхода камеры с купола, на высоте 900м произвёл отцепку и на высоте приблизительно 700м ввёл запасной парашют ПЗ-81. В момент наполнения запасного парашюта произошёл обрыв обоих свободных концов на расстоянии 12-1Зсм от полуколец крепления строп.
Причины происшествия:
– нарушение в эксплуатации парашютной техники;
– проведение несанкционированных Доработок в конструкции парашютной системы;
– ослабление контроля – за техническим состоянием парашютной техники в процессе подготовки спортсменов к прыжку и за укладкой парашютных систем, а также в период технических осмотров.
25.07.99г. на аэродроме LКуркачи¦ Казанского Национального аэроклуба Республики Татарстан, при выполнении 2-го прыжка с г парашютной системой Д-5 сер.2 погибла парашютистка Хафизова Р.Н. Прыжок выполнялся с парашютом Д-5 серии 2 из самолёта Ан-2, с высоты 800 м. При отделении парашютистки от самолёта произошел захват соединительного звена стабилизирующего парашюта карманом страхующего прибора ППК-У, что привело к полному отказу основного парашюта. Запасным парашютом парашютистка не воспользовалась.
Причины происшествия:
– неподготовленность начинающей парашютистки к выполнению прыжков с парашютом;
– необоснованное сокращение программы подготовки;
– неправильная подгонка подвесной системы;
– отсутствие страхующего прибора ППК-У на запасном парашюте;
– отсутствие контроля на линии осмотра;
– не соответствие экипировки парашютистки заданию на прыжок с парашютом.
31.07.99г. на аэродроме Гатчинского АСК (РОСТО) при выполнении 12-го прыжка погиб парашютист Горностаев Ю.М. Прыжок выполнялся из самолета Ан-2, с высоты 1200м, с парашютной системой Т-4-4МП. После 3-5 сек. свободного падения парашютист не ввёл в действие основной парашют. На высоте 700-750 м произошла расчековка ранца парашюта страхующим прибором ППК-У но, из-за неправильного положения тела парашютиста вытяжной шаровый парашют попал в зону Lзатенения¦.
Поздно заметив приближение земли, на высоте около 150 м парашютист выдернул вытяжное кольцо, что привело к изменению положения тела и попаданию в поток вытяжного парашюта, но из-за недостатка высоты парашют полностью наполниться не успел, чехол стянулся с купола на две трети.
Причины происшествия:
– необоснованный допуск парашютиста к прыжку с парашютом, тип которого он не освоил;
– отсутствие страхующего прибора на запасном парашюте;
– фактический уровень подготовки парашютиста, из-за отсутствия индивидуального подхода и учета психофизиологических особенностей обучаемого командиром парашютного звена не определялся.
07.09.99г. на аэродроме Армейской авиации LСокол¦ Сызранского военного авиационного института при выполнении 191-го прыжка погиб начальник склада-укладчик парашютов парашютно-десантной группы войсковой части 21965, прапорщик Шелег Н.В. Прыжок выполнялся с парашютной системой Ут-15, из вертолёта Ми-8, с высоты 2000 м, на скорости 140 км/час. При раскрытии основного парашюта произошло затенение вытяжных парашютов. Приняв затенение за отказ, парашютист на высоте 800 м. отцепил основной парашют Запасным парашютом не воспользовался, при ударе о землю погиб.
Причины происшествия:
– недоученность парашютиста методике ввода в действие парашютной системы типа УТ-15;
– неправильная оценка сложившейся ситуации (затенение было принято за полный отказ основного парашюта);
– слабая психологическая подготовка к действиям в особых случаях.
15.10.99г. при выполнении 11-го прыжка с парашютом на аэродроме Арсеньев (Российское авиационно-космическое агентство) погиб заместитель ген. директора предприятия LПрогресс¦ Кирюхин Е.А. Прыжок выполнялся из вертолёта Ми-2 с парашютом Д-1-5у, высота 980м на ручное раскрытие. Парашютист основной парашют в действие не ввел, прибор ППК-У расчековал ранец запасного парашюта на малой высоте, парашют наполниться не успел. Ведётся расследование.
05.11.99г. на аэродроме Киржач при выполнение: 1447-го прыжка с парашютом погиб заместитель начальника по парашютной подготовке Ногинского регионального АТСЦ Ефремов А.И. Прыжок выполнялся из самолета Ан-2, с высоты 1200м, с парашютной системой ПО-25, ранец ПО-17, запасной парашют ПЗ-81, в группе из десяти парашютистов. Выполняя обязанности выпускающего, Ефремов А.И. покинул самолет последним в группе и ввел в работу основной парашют. Система сработала штатно. Затем, при изменении высоты путем вращения, парашютист на высоте 300-400м столкнулся со спускавшимся ниже парашютистом-инструктором Огневым А.Е. Купола обоих парашютов начали Lскладываться¦. Ефремов А.И. отсоединил основную парашютную систему и ввел в действие запасную, которая из-за недостатка высоты наполниться не успела. Другой парашютист приземлился благополучно на основной парашютной системе.
Причины происшествия:
– неосмотрительность парашютиста в процессе снижения;
– потеря контроля за реальным отсчетом времени и высоты.

Основными причинами парашютных происшествий за 1999 год явились:
– организация парашютной подготовки осуществляется с грубыми нарушениями руководящихи документов со стороны командиров и начальников;
– методическое руководство, контроль на всех этапах подготовки и выполнения прыжков с парашютом находится на низком уровне;
– низкая требовательность организаторов и руководителей прыжков с’ парашютом к подчиненным и обучаемым;
– недостаточная подготовка парашютистов к действиям при возникновении нештатных ситуаций в воздухе;
– личная недисциплинированность.
Особенно настораживает то, что из 10 парашютных происшествий 4 произошли с начинающими парашютистами, имеющими общее количество прыжков от 2 до 12, при этом трое из них даже не делали попыток воспользоваться запасным, парашютом. Проводя сравнительный анализ парашютных происшествий даже по неполным данным за последние 10 лет из 75 погибших в авиации ВС, министерствах и ведомствах, 66 человек могли бы остаться в живых. За этот период при выполнении прыжков с парашютом погибло: в ВВС – 13; в ПВО-6; в ВВС и ПВО с 1996г. – 4; в РОСТО-23; в Армейской авиации-5; в ФПС-3; в МЧС-2; в других организациях-19.
При этом имели время применить запасной парашют при отказе основного, но не применили его – 19 человек, а ввели в действие запасной парашют на недопустимо малой высоте -20 человек; столкнулись в воздухе, из-за неосмотрительности и недисциплинированности 11 человек; приняли Lзатенение¦ за полный отказ основного парашюта, что впоследствии привело к гибели из-за неправильной оценки ситуации -5 человек; утонуло, совершая прыжки с парашютом вблизи водоема не имея спасательных плавсредств -11 человек.
То есть, почти 90% происшествий произошло из-за отсутствия должной организации прыжков с парашютом, несоблюдения мер безопасности как в воздухе так и на земле.
Продолжается невыполнение требований Положения П. 1.1.94-92 LОрганизация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов¦. Положение имеет статус Госстандарта и обязывает каждое ведомство, эксплуатирующее людские парашютные системы, два раза в год анализировать парашютные происшествия и Инциденты и результаты анализа высылать в ФПСУ. Эти требования не выполняются (авиация РОСТО).

ПРЕДЛАГАЮ:
1. Руководителям авиационных служб поиска и спасания министерств и ведомств Российской Федерации, видов Вооруженных Сил, авиационных объединений проанализировать состояние парашютно-спасательной и десантной подготовки в подчиненных соединениях, частях и подразделениях, принять необходимые меры по ее совершенствованию.
2. Повысить требования к профессиональной подготовке должностных лиц ПС и ПДС. В частях ВС, министерствах и ведомствах на должности начальников ПС и ПДС частей и соединений назначать офицеров, имеющих звание LИнструктор парашютно-десантной подготовки¦, прошедших обучение на курсах начальников ПС и ПДС при Министерстве обороны Российской Федерации, годных по состоянию здоровья к выполнению прыжков с парашютом и способных по деловым и профессиональным качествам руководить службой.
3. При проведении расследований парашютных происшествий и инцидентов, их учете и анализе строго руководствоваться Положением П. 1.1.-94-92 LОрганизация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов¦.
4. Доклады о парашютных происшествиях представлять немедленно дежурному по ФПСУ по телефонам: 941-35-27, 244-55-53, LБогатырь-47¦ или на ГК ЦПС (круглосуточно) по телефонам: 251-46-18, 155-18-65, LКомета 1-09¦, ЗАС LКромка-20¦.
5. Анализ изучить со всем личным составом, выполняющим прыжки с парашютом.

Начальник Федерального управления
генерал-майор авиации А. Пузанов

Анализ парашютных происшествий за 2000 год
________________________________________
Федеральное управление
авиационно-космического
поиска и спасания
при Министерстве обороны
Российской Федерации

28 декабря 2000г.
N 123/15/749
Анализ парашютных происшествий за 2000 год
В 2000 г. в Российской Федерации при невысокой интенсивности выполнения прыжков с парашютом Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ) зарегистрировано 7 парашютных происшествий, в результате которых погибло 7 человек (в 1999г. v 11). Из них в ВВС v 1, в Российском авиационно-космическом агентстве (Росавиакосмос) v 1, в Государственной службе гражданской авиации (ГС ГА) v 2, в Российском оборонном спортивно-техническом обществе (РОСТО) v 3.
Так, 07.04.2000, на аэродроме Бесовец, на базе в/ч 52809, при выполнении 48 прыжка с парашютом, погибла парашютистка Петрозаводского АСК Немчанинова Ю.П., 1979 г.р.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8, (высота 2000 метров, основная парашютная система Ут-15, запасной парашют З-5 серии 4) по упражнению ¦14 СППСП-97 (прыжок на планирование в свободном падении).
Отделение от вертолета парашютистка производила в паре с инструктором Найдич В.Г., в ?пирамиде¦. После отделения от вертолета парашютисты находились в свободном падении с задержкой раскрытия ранца основного парашюта. На высоте около 1300 метров парашютистка дернула кольцо основного парашюта. Выдернув звено ручного раскрытия не на всю длину троса и тем самым не расчековав ранец основного парашюта, парашютистка продолжала стабильное падение. На высоте около 500 метров, парашютистка вошла во вращение с последующим входом в плоский штопор. Запасной парашют применила на недопустимо малой высоте, в результате чего купол парашюта наполниться не успел. При ударе о землю парашютистка получила травмы несовместимые с жизнью и при транспортировке в лечебное учреждение, скончалась.

Причинами происшествия явились:
• невыполнение выпускающим Терезом Л.Л. своих обязанностей (не проконтролировал выдергивание гибкой шпильки из страхующего прибора ППК-У-405 основного парашюта парашютистки);
• несоответствие уровня подготовки парашютистки заданию на прыжок;
• неподготовленность парашютистки к действиям в особых случаях;
12.04.2000, на аэродроме Воронеж (в/ч 10366), при выполнении 3421-го прыжка с парашютом погиб начальник службы ПАСОП Воронежского акционерного самолетостроительного общества (Росавиакосмос) КРУГОВ Виктор Григорьевич, 1953 г.р.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8, с высоты 1500 метров, с парашютной системой По-16, по упражнению ¦4 РПП-90. После отделения от вертолета парашютист находился в свободном падении с задержкой раскрытия ранца основного парашюта на 10-12 секунд. На высоте около 1000 метров ввел в действие основной парашют. При раскрытии основного парашюта устройство рифления опустилось вниз на 2/3 длины строп, произошла закрутка строп, вследствие чего парашют начал снижение с вращением.
В процессе раскрытия парашюта, парашютисту был нанесен удар свободными концами в область правой передней боковой поверхности шеи. В результате травмы и последующей потери работоспособности, парашютист не принял мер к устранению закрутки строп купола или отцепке основной парашютной системы и введению в действие-запасного парашюта. Дальнейшее снижение парашютиста происходило неуправляемо с увеличением угловой и вертикальной скорости до момента столкновения с землей. При ударе о землю парашютист погиб.

Причинами происшествия явились:
• предположительно неправильное положение головы при раскрытии основного парашюта (парашютист визуально контролировал процесс раскрытия купола парашюта);
• удар свободными концами в область правой передней боковой поверхности шеи при раскрытии основного парашюта, приведший к потере работоспособности парашютиста и невозможности вмешательства в работу парашютной системы на этапах парашютирования и приземления;
• закрутка строп, приведшая к увеличению угловой и вертикальной скорости.
23.04.2000, в Гатчинском АСК РОСТО, при выполнении 260 прыжка погиб парашютист Грачёв Н.Н., 1976 г.р.
Прыжок выполнялся в ПМУ из самолёта Ан-2, на скорости 140 км/час, Н=1400м основной парашют ПО-16, запасной З-5 серии 4.
Прыжок выполнялся с задержкой раскрытия ранца парашюта. В нарушение задания на прыжок (отделение на поток, свободное падение с задержкой раскрытия ранца 10 сек.) парашютист отделился под хвост самолета в плотной группировке с выполнением серии передних сальто. На высоте около 900м, прекратил выполнение сальто и, при дальнейшем падении вошёл в спираль. На высоте около 600м, не раскрыв основной парашют и не выполнив его отцепку, парашютист ввел в действие запасной парашют. Одновременно, страхующим прибором произошло открытие ранца основного парашюта. Купола обоих парашютов спутались. Дальнейшее падение продолжалось с большой вертикальной скоростью. При ударе о землю парашютист погиб.

Причинами происшествия явились:
• несоответствие уровня подготовки парашютиста заданию на прыжок;
• длительный перерыв в выполнении прыжков на данном типе парашюта (перерыв более 7 месяцев);
• парашютист предварительную подготовку к прыжкам не проходил.
30.04.2000, в автономной некоммерческой образовательной организации АСК LФЛАЙ СпН¦, аэр. Борки, (ГС ГА), при выполнении 64 прыжка с парашютом погиб парашютист Стоков А.В. (Соколов – Прим. ред.)
Прыжок выполнялся из самолета Л-410, с высоты 3500 метров, с парашютом “Стилет”, по упражнению “индивидуальная акробатика”. После раскрытия парашюта произошла закрутка и перехлест строп, при этом наблюдалось слабое горизонтальное не прогрессирующее вращение основного парашюта. Неправильно оценив отказ, парашютист промедлил с принятием решения и, на недопустимо малой высоте (около 100 метров) произвел отцепку основного парашюта и выдернул кольцо запасного парашюта, который из-за недостатка высоты наполниться не успел. При ударе о землю парашютист погиб.

Причинами происшествия явились:
• нарушения в организации и выполнении прыжков с парашютом;
• несоответствие уровня подготовки парашютиста заданию на прыжок;
• неправильная оценка парашютистом создавшейся ситуации;
• неподготовленность парашютиста к действиям в особых случаях;
• несоответствие уровня подготовки руководства клуба требованиям руководящих документов по организации и выполнению прыжков с парашютом в ГС ГА.
12.05.2000, на аэродроме Нальчик (в/ч 27813), при выполнении 938 прыжка с парашютом погиб начальник ПС и ПДС авиационной эскадрильи старший прапорщик Маринич Сергей Васильевич 1969 г.р., инструктор ПДП.
Прыжок выполнялся, из вертолета МИ-8, с высоты 1800м., с парашютной системой ПО-17. Задание на прыжок v задержка в раскрытии ранца парашюта до 20 с.
На высоте 1000-1100 м., из-за преждевременного срабатывания прибора автоматического раскрытия ранца парашюта (ППК-У), произошло раскрытие основного парашюта и парашютист, выполняя пикирование в свободном падении, выпал из подвесной системы головой вперед. Парашютная система, после раскрытия, приземлилась без парашютиста.

Причинами происшествия явились:
• неплотная затяжка грудной перемычки подвесной системы парашюта ПО-17;
• неожиданное для парашютиста раскрытие парашюта прибором ППК-У в положении на Lпикировании¦ с вытянутыми вдоль туловища руками;
• возможность сильного динамического удара при раскрытии парашюта.
27.08.2000, в Новосибирском областном аэроклубе РОСТО ?Сиблет¦, при выполнении 17-го прыжка с парашютом погибла парашютистка Перкова Анастасия Николаевна 1983 г.р.
Прыжок выполнялся из самолета Ан-2, с высоты 1000 метров, с парашютной системой Д-1-5У, запасная парашютная система З-6П, по упражнению ¦ 6 СППСП-97 (ручное раскрытие ранца парашюта с задержкой 5 секунд).
После отделения от самолета парашютистка самовольно увеличила время задержки раскрытия ранца парашюта до 10 секунд, в результате чего при дальнейшем падении ?вошла в штопор¦. На высоте 600 метров, при попытке открытия ранца основного парашюта, парашютистка выдернула вытяжное кольцо из кармана и выронила его не расчековав замыкающее устройство ранца парашюта.
Страхующий прибор ППК-У-575, установленный на высоту срабатывания 600 метров, не сработал. На высоте ниже 100 метров парашютистка ввела в действие запасной парашют, купол которого, из-за малой высоты, наполниться не успел. От полученных травм парашютистка скончалась на месте.

Причинами происшествия явились:
• нарушение задания на прыжок, выразившееся в увеличении парашютисткой времени задержки раскрытия ранца парашюта (парашютистка падала до высоты срабатывания прибора ППК-У), что поставило ее в условия, к которым она не была готова;
• преждевременный допуск парашютистки к прыжкам без страхующего прибора на запасном парашюте;
• неподготовленность парашютистки к действиям в особых случаях.
22.09.2000 в г. Тюмень (ГС ГА), при выполнении 200 прыжка с парашютом, погиб спасатель Региональной поисково-спасательной базы (РПСБ) Петрин Н.И.,1971 г.р.
Прыжок выполнялся из вертолета Ми-8, с высоты 1200 метров с парашютной системой ?Лесник-2¦.
В нарушение РЛЭ вертолета по применению данной парашютной системы, парашютист выполнил прыжок в боковую дверь вертолета, в результате чего стабилизирующий парашют зацепился за стойку шасси и оторвался. Запасным парашютом воспользовался поздно.

Причинами происшествия явились:
• нарушения в организации прыжков с парашютом;
• неправильное отделение парашютиста от летательного аппарата;
• слабая подготовка парашютиста по действиям в аварийной обстановке.
________________________________________
Анализ показывает, что при рассмотрении, вышеперечисленных парашютных происшествий, обращают на себя внимание участившиеся случаи самовольного нарушения парашютистами поставленной задачи на прыжок с парашютом, что говорит о низкой дисциплине, ослаблении контроля со стороны инструкторского и руководящего состава за неукоснительным выполнением парашютистами всех категорий требований соответствующих документов и инструкций. Продолжается допуск к прыжкам неподготовленных парашютистов, в том числе, их низкая психологическая подготовка по действиям в аварийной ситуации (в четырех случаях гибели парашютистов, при достаточном времени применения запасного парашюта, он применялся значительно ниже установленной безопасной высоты).
На эксплуатацию в МЧС России в 2000 году стали поступать парашютные системы типа ?Арбалет¦ производства ОАО ?Звезда¦, не прошедшие установленного контроля со стороны военного представительства на данном предприятии. Представителями в/ч 35489 зафиксировано два случая поставки парашютных систем ?Арбалет-1¦, несоответствующие требованиям технической документации на их изготовление.
В результате чего, при проведении технического осмотра одной из парашютных систем было установлено, что она уже была в эксплуатации, а при выполнении прыжка с другой парашютной системой, произошел отрыв камеры основного парашюта.
ТРЕБУЮ:
1. Руководителям авиационных служб поиска и спасания министерств и ведомств Российской Федерации, видов Вооруженных Сил, авиационных объединений проанализировать состояние парашютно-спасательной и десантной подготовки в подчиненных соединениях, частях и подразделениях, провести соответствующие мероприятия, принять меры по устранению выявленных недостатков.
2. При организации и выполнении прыжков с парашютом строго руководствоваться требованиями руководящих документов. Во вновь разрабатываемых документах учесть порядок допуска к совместным прыжкам парашютистов различных ведомств.
3. Исключить применение парашютных систем, не признанных пригодными для эксплуатации военным представительством на предприятии изготовителе.
4. При проведении расследований парашютных происшествий и инцидентов, их учете и анализе строго руководствоваться Положением П.1.1.94-92 LОрганизация и порядок проведения расследования парашютных происшествий и инцидентов¦. Провести занятия с руководящим составом ПС и ПДС по его изучению.
5. Доклады о парашютных происшествиях представлять немедленно дежурному по ФПСУ по телефонам: 941-35-27, 244-55-53, LБогатырь-130¦
Председатель Координационного совета
Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания

генерал-майор авиации
А. Пузанов

Анализ парашютных происшествий за 2001 год
________________________________________
Центральный Совет
Российской Оборонной
Спортивно-Технической
Организации

123362, Москва
Волоколамское шоссе,
дом 88, стр.3
тел 491-01-13
11.10.01 N51-925 Председателям республиканских, краевых и областных советов РОСТО
Начальникам авиационных организаций РОСТО.
В течение 2001 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 14 парашютных происшествий с гибелью парашютистов, из них 7 случаев с начинающими парашютистами.
На основании имеющейся и поступающей информации из ФПСУ РФ согласно актов расследования и предварительных донесений по данным парашютным происшествиям выявлены следующие факты:
28.01.01 в Магаданской РПСБ (ГС ГА) при выполнении 245 прыжка с парашютом Арбалет-1 из самолета Ан-2, с высоты 1200 м, погиб инструктор ПДП Павелко О.Н. После нормального раскрытия основного парашюта из-за нерасчековки одной из строп управления началось интенсивное вращение, парашютист упустил время при устранении вращения, отцепку произвел на недопустимо малой высоте, запасным парашютом не воспользовался.
Причины происшествия:
– форсирование программы ввода в строй инструктора ПДП после длительного перерыва;
– недостаточная подготовка к использованию новой парашютной техники;
– нарушение тербований руководящих ведомственных документов по организации подготовки и проведения прыжков с парашютом.
30.03.01 в Екатеринбургском АСК (РОСТО), при выполнении первого прыжка с парашютом Д-5 сер.2 (З-6П), из самолета АН-2, с высоты 800м, по упр N1 СПП-97 (стабилизация – 3 сек) погиб парашютист Коневцев А.А. Фактические условия: ясно, видимость более 10 км, ветер у земли – 3м/с; температура – 5гр.С, давление 731 мм, ПРЕВЫШЕНИЕ АЭРОДРОМА НАД УРОВНЕМ МОРЯ – 290м, высота на приборе запасного парашюта 0,5км.
После неправильного отделения от самолета (кувырком с разбросом рук) и раскрытия стабилизирующего парашюта произошел захват соединительного звена под левую руку парашютиста. Парашютист выдернул вытяжное кольцо, раскрыв двухконусный замок, но силовые ленты соединительного звена сойдя с конусов остались в районе двухконусного замка. Открытия парашюта не произошло из-за удержания парашютистом соединительного звена. При дальнейшем снижении под стабилизирующим куполом, парашютист не предпринял попыток освободиться от захвата и открыть запасной парашют.
Причины происшествия:
– поверхностный тренаж по отделению от самолета и недостаточная практическая подготовка парашютиста к выполнению прыжка с парашютом, действиям в особых случаях при отказе основного парашюта и открытию запасного парашюта инструктором ПДП Галкиным А.С.
– отсутствие контроля со стороны выпускающего за положением вытяжного утройства стабилизирующего парашюта (удлинителя) и рук парашютиста при отделении из самолета инструктором ПДП Чупшевым Р.Е.
– неправильная установка высоты на страхующем приборе запасного парашюта (без учета барометрического давления дня, превышения аэродрома, погрешности и высоты срабатывания прибора) по указанию командира парашютного звена Глазырина В.В. ;
– недостаточный контроль за организацией подготовки и проведением прыжков с парашютом начальником АСК Тарасовым И.В.
22.07.01 в аэроклубе Софрино (ФЛА), при выполнении 3-го прыжка с парашютом Арбалет-2, из самолета АН-2, с высоты 1200м, погибла парашютистка Шумакова А.А. После отделения от самолета и стабилизации 3-х сек основной парашют раскрылся, а через несколько мгновений происходит его отсоединение (отцепка). Попыток раскрытия запасного парашюта не было. Ведется расследование.
26.07.01 в Череповецком АСК (РОСТО), при выполнении 168-го прыжка с парашютом Д1-5у (З-5), из самолета АН-2, с высоты 1500м, по Упр. N 6 СПП-97 (задержка 5-20 сек), погиб парашютист-инструктор общественник Альбов Б.В. 1940 года рождения.
Парашютист отделился от самолета в паре с инструктором А.Черновым. По истечении времени задержки парашютист получил и подтвердил визуально команду инструктора на открытие основного парашюта. Инструктор в этот момент начал разворот от парашютиста для отхода на безопасное расстояние и раскрыл парашют. После раскрытия парашюта инструктор не обнаружил над собой купола спортсмена, и, осмотрев пространство внизу, увидел стабильно падающего парашютиста с раскрытыми клапанами ранца, но не вышедшим из ранца чехлом с основным парашютом. Инструктор наблюдал спортсмена в течение 1,5-2 секунд, после чего произошел удар тела об землю. Тело после удара об землю сохранило позу стабильного падения.
Причины происшествия:
– индивидуальная теоретическая и практическая наземная подготовка парашютиста была проведена инструктором Черновым А.П. в сжатые сроки, по причине личной просьбы, учитывая его прошлый опыт инструкторской работы.
– допуск командиром парашютного звена Говорухиным В.Н., парашютиста к усложненной программе после длительного перерыва, без учета возрастного фактора и восстановления устойчивых навыков в прыжках с парашютом;
– недостаточный контроль за организацией подготовки и проведением прыжков с парашютом начальником АСК Петровым В.Ю.
03.08.01 в С. Петербурге, Балтийский АК (ГС ГА), при проведении показательных выступлений на 153 прыжке со скоростным парашютом “Спринг”, из вертолета Ми-8, с высоты 1200м, при приземлении на ограниченную площадку, парашютист Татаренко А.Ю. получил травмы несовместимые с жизнью. При транспортировке в лечебное учереждение скончался. Ведется расследование.
18.08.01 в Сыктывкарском АСК (РОСТО), при выполнении второго прыжка с парашютом Д-5 сер.2, из самолета АН-2, с высоты 1000м, по Упр. 1 СПП-97 (стабилизация 3 сек), погибла парашютистка Захарова Т.И..
Начало прыжков было перенесено на два часа позже запланированного времени. Перед началом прыжков была выполнена пристрелка для определения точки выброски парашютистов. В 11час. 45мин. был выполнен первый взлет, в котором прыгали в основном спортсмены. Условия на начало прыжков: ветер у земли 190 гр., 4м/с, Р аэр.749 рт.ст., видимость 10 км, ветер на высоте 340 гр. 5 м/с, нижний край облачности более 1600 м. Второй подъем выполнялся в 12 час. 35 мин. в котором прыгали только начинающие парашютисты на парашютах Д-5 сер 2. На время происшествия фактически ветер у земли изменился незначительно, 150 гр. 3м/с, однако на высоте ветер сильно изменился по направлению и скорости 190 гр. 8 м/с. Поэтому после выброски парашютистов понесло вдоль площадки приземления на удалении 150 м. Парашютистка Захарова Т.И., из-за малого опыта выполнения прыжков, не предпринимала попыток изменить траекторию снижения парашюта, в результате чего произошло приземление на высоковольтную ЛЭП. После зависания на одном из проводов она непроизвольно схватилась за второй провод, что привело к короткому замыканию и гибели парашютистки.
Причины происшествия:
– поверхностный анализ прогноза погоды на летную смену и отсутствие контроля за ветровым режимом в период проведения прыжков с парашютом руководителем полетов Игнатовым Б.Г.;
– выполнение прыжков с начинающими парашютистами во втором подъеме без пристрелки летчиком-инструктором Потолицыным А.В.;
– слабая подготовка парашютистки к действиям в особых случаях (приземление на препятствия: лес, высоковольтные провода, здания и др.) инструктором ПДП Демшиным А.А.;
– недостаточный контроль за организацией подготовки и проведения прыжков с парашютом начальником АСК Чаплыгиным В.А.
18.08.01 в Кемеровском АСК (РОСТО), при выполнении первого прыжка с парашютом Д-5 сер 2 (З-6П), по упр. N1 СПП-97 (стабилизация 3 сек), из самолета АН-2, с высоты 700 м, погибла парашютистка Белая Ж.М. 1977 года рождения.
Во время выхода из самолета произошел захват и удержание стабилизирующего парашюта левой рукой, что привело к отказу основного парашюта. Одновременно при отделении парашютистка правой рукой выдернула кольцо основного парашюта, произошло открытие двухконусного замка. Основной парашют в камере вывалился из ранца, это осложнило ситуацию, началось интенсивное вращение тела и парашютной системы. Парашютистка падала зажав в левой руке стренгу стабилизирующего, не давая ему вступить в работу, а в правой руке вытяжное кольцо основного парашюта (что зафиксировано на месте падения) и ждала наполнения купола. Запасной парашют введен в работу не был, так как страхующий прибор был отключен.
Причины происшествия:
– общественный инструктор-парашютист Лобиков В.А., проводивший индивидуальную подготовку парашютистки Белой Ж.М, не правильно оценил ее готовность к выполнению прыжка с парашютом ;
– инструктор парашютно-десантной подготовки Елисеев С.А., на линии стартового осмотра парашютистов и при исполнении обязанностей выпускающего из самолета, допустил к выполнению прыжка начинающих парашютистов без включенных страхующих приборов на запасных парашютах;
– летчик-инструктор, назначенный на выброску начинающих парашютистов, Качалов И.Ю., из-за наличия малого количества топлива (350 литров) в самолете АН-2, принял решение выброску парашютистов выполнять с высоты 700 метров, вместо установленных по программе 950 м;
– командир авиазвена парашютной подготовки Кичигин А.В, после обсуждения с личным составом авиазвена задачи на прыжки с перворазниками, разрешил выполнять прыжки без включения страхующих приборов ППК-У на запасных парашютах;
– заместитель начальника аэроклуба по организации летной работы Попцев В.А., являясь руководителем полетов и одновременно руководителем прыжков с парашютом, проводил их с выше перечисленными нарушениями руководящих документов;
– начальник аэроклуба Чудаков М.И., принявший решение проводить прыжки с начинающими парашютистами сокращенным составом и одновременно разрешивший убыть командиру звена во главе постоянного состава и спортсменов в аэропорт для выполнения показательных прыжков.
31.08.01 в Улан-Удэ (14А ВВС и ПВО), при выполнении 370 прыжка с парашютом Талка-3 (ПЗ-81), из вертолета МИ-8, с высоты 3000 м погиб парашютист Исаев А.Э.
После отделения от вертолета и выполнения задания на высоте 1000 м парашютист раскрыл парашют во вращении. Раскрытие парашюта произошло с сильной закруткой строп и интенсивным вращением. Парашютист потратил значительное время на устранение отказа, отцепку основного и ввод запасного произвел на недопустимо малой высоте, недостаточной для его наполнения. Ведется расследование.
02.09.01 в г.Киржач АК МИГАВИА (МАПО), при выполнении 124 прыжка с парашютом ПО-17 (ПЗ-81), из вертолета МИ-8, с высоты 4000 м погиб парашютист Бова А.В.
После отделения от вертолета и выполнения задания на высоте 1000 м, парашютист раскрыл парашют во вращении. Раскрытие парашюта произошло с сильной закруткой строп и интенсивным вращением. Парашютист потратил значительное время на устранение отказа, отцепку основного и ввод запасного произвел на недопустимо малой высоте, недостаточной для его наполнения. Ведется расследование.
15.09.01 в г. Артем АНО АТСК “Озерные Ключи” (РОСТО) при выполнении первого прыжка с парашютом Д-6 сер.4 (ЗП-5) по Упр. N1 СПП-97, из самолета АН-2, с высоты 800 м. погиб парашютист Дэ М.Г.
После отделения парашютиста от самолета у него произошел полный отказ основного купола парашюта, запасным парашютом он не воспользовался. Ведется расследование.
15.09.01 в г. Ставрополь войсковая часть ВДВ, при выполнении второго прыжка с парашютом Д-6 сер.4 (З-5-2с) со стабилизацией, из самолета АН-2, с высоты 600м, погиб парашютист Тухшеров С.Г.
Во время снижения парашютист попал в восходящий поток и был перенесен за пределы площадки приземления. Приземление произошло на провода ЛЭП, в результате чего парашютист непроизвольно замкнул две фазы высоковольтной линии и от короткого замыкания погиб. Ведется расследование.
30.09.01 в Серпуховском АСК (РОСТО), при выполнении первого прыжка с прашютом Д-5 сер.2 (З-5-2с) по Упр. N1 СПП-97, из самолета АН-2, с высоты 850 м. погиб парашютист Фроликов А.М.
После отделения парашютиста от самолета у него произошел полный отказ основного купола парашюта, из-за ложного зацепления карабина камеры стабилизирующего парашюта за кольцо удлинителя. Запасной парашют был раскрыт страхующим прибором, но непреднамеренно удерживаемый парашютистом вступил в действие на малой высоте. Снижаясь на раскрытом куполе, цепляющемся за сухие сучья сосны (17 м), парашютист получил значительные травмы от ударов о дерево. Парашют зацепившись кромкой за ветки стал гаснуть, вытянулся вдоль дерева, парашютист приземляясь на погасшем куполе получил травмы головы о землю не совместимые с жизнью и по прибытии скорой помощи скончался. Ведется расследование.
07.10.01 в г. Орел ЦПАК РОСТО при выполнении 158 прыжка на скоростном парашюте “Стилет”, из самолета АН-2, с высоты 1000 м, на преземлении получил тяжелые травмы спортсмен-парашютист Елисейкин С.И.
Спортсмен-парашютист при заходе на цель выполнил разворот на малой высоте. Из-за неграмотных действий ввел парашют в запредельный режим, тем самым увеличив горизонтальную и вертикальную скорость парашюта. При приземлении получил тяжелые травмы и госпитализирован. Ведется расследование.
Причиной происшествия явилось стремление парашютиста произвести приземление в намеченную им цель (не выходящую за пределы площадки приземления), что привело к ошибке в определении высоты базовой точки 4-го разворота. Разворот был произведен на высоте, не обеспечивающей выполнение данного маневра. Резкие движения стропами управления парашюта привели к значительному уменьшению несущих свойств купола парашюта в непосредственной близости земли.
07.10.01 в Амурской области г.Благовещенск (ООО Амурская ФПС), при выполнении 1063 прыжка с парашютом По-16 (З-5), из самолета АН-2, с высоты 1000 м, погиб спортсмен-парашютист Ламиницкий Э.С. Обеспечение прыжков выполнял Ивановский АТСК РОСТО выделивший АН-2 по договору, ответственность за организацию прыжков нес заказчик.
После отделения парашютиста от самолета произошел полный отказ основного купола парашюта. Парашютист произвел ввод запасного парашюта не отцепляя отказавший парашют. Произошло спутывание двух куполов, при столкновении с землей парашютист погиб. Ведется расследование.
ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВСЕХ ПАРАШЮТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ, ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ, РАСХЛЯБОННОСТИ, ПОТЕРЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ БДИТЕЛЬНОСТИ МНОГИМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ И ПАРАШЮТИСТАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЫЖКОВ, КАК ОПЫТНЫМИ, ТАК И МОЛОДЫМИ, ЗА ЧТО ОНИ РАСПЛАЧИВАЮТСЯ ИНОГДА СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ.

Все эти парашютные происшествия из-за плохой организации подготовки и проведения прыжков с парашютом, нарушения программ подготовки, допуска к выполнению прыжков спортсменов после неполного усвоения теоретической подготовки или длительных перерывов, из-за недостаточной отработки действий парашютиста в воздухе на наземных тренажерах и личной недисциплинированности. Но самое опасное упущение в подготовке это неумение парашютистов применять запасной парашют в аварийной ситуации.
В четырех случаях подготовка начинающих парашютистов проводилась по индивидуальной ускоренной программе но подготовку осуществляли всей группой в течении 1-2-х часов, когда практический тренаж подменялся показом действий одного инструктора, вместо персональной отработки необходимых действий каждым прыгающим, особенно по правилам раскрытия запасного парашюта.
В трех случаях страхующий прибор ППК-У на запасном парашюте отключают спортсмены самостоятельно перед отделением из летательного аппарата, а выпускающие упускают этот факт в процессе контроля за парашютистами. В другом случае, снижая высоту, ППК-У на запасном парашюте отключают сами инструктора АО, чтобы два прибора не сработали одновременно.
В одном случае выпускающий в спешке делает ложный зацеп карабина камеры стабилизирующего за фал после посадки в самолет и не контролирует надежность зацепления вытяжного узла на высоте перед отделением парашютиста.
В двух случаях парашютисты имеющие недостаточный опыт прыжков на скоростных парашютах, делают разворот на малой высоте, не обеспечивающей безопасное выполнение данного маневра. Резкие движения органами управления привели к значительному уменьшению несущих свойств купола парашюта в непосредственной близости от земли и как результат превышение горизонтальной и вертикальной скорости приземления парашютиста.
Во всех без исключения случаях руководящий состав авиационных организаций потерял элементарную бдительность, самоустранялся от контроля за организацией подготовки и проведением прыжков с парашютом.

ВСЕМ ТЕМ, КТО ОБУЧАЕТ ИЛИ КТО ГОТОВИТСЯ ИДТИ В НЕБО, НАДО ПОНИМАТЬ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЗБРАННОГО ШАГА, ЗДЕСЬ НЕТ МЕЛОЧЕЙ НИ В ОБУЧЕНИИ, НИ В ОТРАБОТКЕ ДО АВТОМАТИЗМА ДЕЙСТВИЙ ПО ВЫХОДУ ИЗ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОЗДУХЕ, КАК И В ПОДГОТОВКЕ ПО РАСКРЫТИЮ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА.
НАДО ПОМНИТЬ ВСЕГДА – НЕБО НЕ ПРОЩАЕТ ОШИБОК.
ТРЕБУЮ:
1. Председателям Республиканских, Краевых, Областных Советов, начальникам Авиационных организаций принять решительные меры по точному и безусловному выполнению требований документов регламентирующих безопасную летную и парашютную работу.
2. Со всем руководящим составом и специалистами парашютных служб авиационных организаций провести занятия по знанию требований руководящих документов при организации подготовки и проведению прыжков с парашютом и сделать необходимые выводы.
3. Организацию допуска парашютистов всех категорий к прыжкам, осуществлять в строгом соответствии требований руководящих документов по парашютной подготовке без форсирования программ, после полного усвоения теории, с практическим закреплением действий на наземных тренажерах, особенно по порядку открытия запасного парашюта, при условии контроля со стороны инструкторского состава за действиями каждого парашютиста на земле и в воздухе.
4. Парашютные прыжки с перворазниками, при подготовке их по индивидуальной ускоренной программе и укладке парашютов инструкторским составом АСК, выполнять только с принудительным раскрытием парашюта.
5. Анализ происшествий изучить со всем личным составом, выполняющим парашютные прыжки под роспись.
О всех инцидентах, предпосылках и парашютных происшествиях докладывать немедленно на ЦКП УА ЦС РОСТО по телефонам: 491-38-93, 490-19-93, в парашютный отдел 491-84-38, 490-46-84, дежурному ФПСУ 941-35-27, или на ГК ЦПС 251-46-18, 155-18-65 (все телефоны работают круглосуточно)
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦС РОСТО
Генерал-майор С. ФЕДУЛОВ

Анализ парашютных происшествий за 2002 год
________________________________________
Центральный Совет
Российской Оборонной
Спортивно-Технической
Организации

123362, Москва
Волоколамское шоссе,
дом 88, стр.3
тел 491-01-13 Председателям республиканских, краевых и областных советов РОСТО
Начальникам авиационных организаций РОСТО.
В 2002 году при выполнении парашютных прыжков погибло 7 человек (в 2001 году -14) из них: в ВВС-1, в РОСТО -3, в Минтрансе -1, в Госкомспорте – 1, в других организациях – 1.
16.02.2002 г. при выполнении 199 прыжка с парашютом, 2-го в этот день, погиб парашютист Калининградского АСК РОСТО, спортсмен 1 разряда Куликов А. В., 1981 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ, из самолета Ан-2, с высоты 800 м. с парашютной системой Д-5 сер.2, запасной парашют З-5.
В процессе парашютирования перед приземлением парашютист ударился грудью о “грозотрос” ЛЭП-110 и завис на высоте 20-22 м. от земли. Действий для обеспечения безопасного приземления (ухода от препятствия) не предпринимал. Куполом парашюта, перекинутым через провод, за счет парусности под воздействием ветра, шею парашютиста прижало к проводу. Недостаток физических сил для освобождения от провода, а также неготовность группы руководства и обеспечения прыжков оказать быструю помощь с земли привели к гибели парашютиста от механической асфиксии (удушения) от сдавливания шеи тупым предметом (предположительно ремешком защитного шлема под стаскивающим воздействием троса на шлем сзади).
Пожарная машина с выдвижной лестницей прибыла через 25 минут, после чего парашютист был снят спасателем без признаков жизни.
Причины происшествия:
– неграмотные действия парашютиста при снижении на препятствие;
– неточный расчет точки выброски парашютистов;
– невыполнение обязанностей дежурным по площадке приземления и отсутствие команд с земли по уходу от препятствия.
Недостатки, выявленные при расследовании:
– руководитель прыжков в нарушение РПП-91 выполнял обязанности выпускающего, не обеспечив руководство прыжками на земле;
– направление ветра на площадке приземления определялось дымами дымовых шашек, вместо указателя направления ветра (конуса);
– несанкционированное изменение схемы укладки парашютной системы Д-5 сер.2 на способ раскрытия;
– стягивание чехла вытяжной веревкой.
24.06.2002 г. при выполнении 24 прыжка с парашютом, 2-го в этот день, погиб парашютист Курганского АСК РОСТО, спортсмен 2 разряда Чернов В. Н., 1957 г.р. Прыжок выполнялся в ПМУ, из самолета Ан-2, с высоты 1200 м., с парашютной системой ПО-16, запасной парашют З-5 сер. 4, по упражнению ¦ 8 (4) программы первоначальной парашютной подготовки (AFF).
Парашютист Чернов В.Н. отделился от самолета на высоте 1200 м. и через 7-8 с. ввел в действие основной парашют. Раскрытие парашюта сопровождалось вращением в левую сторону, что привело к закрутке строп парашюта. Устройство рифления сошло на 2/3 длины строп парашюта, после чего началось незначительное вращение купола парашюта вправо. Парашютист произвел отцепку основного парашюта и ввел в действие запасной парашют на недопустимо малой высоте. При ударе о землю парашютист погиб.
Причины происшествия:
– допуск к прыжку неподготовленного парашютиста;
– нарушение требований п.1.1. Технического описания и инструкции по эксплуатации 19720-84 ТО парашютной системы ПО-16;
– неправильные действия парашютиста при возникновении особого случая в воздухе.
Недостатки, выявленные при расследовании:
– программа первоначальной парашютной подготовки парашютистов (AFF) допускает выполнение начинающими парашютистами прыжков с парашютом типа “крыло”, которые не обеспечивают штатное раскрытие в случае нестабильного падения парашютиста;
– парашютная система ПО-16 с просроченным сроком службы.
Прим.ред.: В последнее время во многих клубах предпринимаются попытки использовать элементы программы ускоренного обучения свободному падению (АФФ). При этом инструктора не имеют для этого достаточной подготовки. Используется не специализированная студенческая парашютная техника, прыжки выполняются с высот менее минимально разрешенных при данной методике обучения. Таким образом, студенты лже-АФФ подвергаются смертельному риску.
28.07.2002 г. при проведении показательных прыжков с парашютом в честь Дня Военно-Морского Флота в г. Владивостоке погиб инструктор- общественник аэроклуба “Седьмое небо” Жиров А. А. Аэроклуб не входит в РОСТО, самолет Ан-2 предоставлен Владивостокским АТСК.
Прыжок выполнялся с парашютной системой “Хит”, запасной парашют ПЗ-81. При раскрытии произошел отказ основного парашюта. Парашютист отцепил неисправный купол и ввел в действие запасной парашют. В момент раскрытия запасного парашюта произошло его спутывание с фалами дымовых шашек. С высокой вертикальной скоростью парашютист упал на водную поверхность мелководного залива, от полученных травм скончался.
Информация неофициальная, данные по результатам расследования отсутствуют, так как аэроклуб “Седьмое небо” является вневедомственной организацией и не имеет контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти.
По данному парашютному происшествию необходимо отметить:
– парашютная система “Хит” государственные испытания не проходила и не может находиться в эксплуатации.
в соответствии с действующим законодательством, лицо, находящееся на борту воздушного судна должно быть застраховано (страхование ответственности за нанесение ущерба третьим лицам). При этом ответственность за него несет владелец воздушного судна.
Так, по факту гибели 4-х школьников в 1998 г. (прыжки проводила ОО “Робинзонада”, воздушное судно выделял Петрозаводский АСК РОСТО), суд удовлетворил иски родственников погибших о взыскании с Петрозаводского АСК по 250 тыс. рублей.
14.08.2002 г. при выполнении 342-го прыжка с парашютом, 1-го в этот день, на аэродроме Черемушки (14 А ВВС и ПВО, г. Чита) погиб парашютист Читинского АСК РОСТО Челмакин А. Ю., 1971 г.р.
Прыжок выполнялся в ПМУ, из вертолета Ми-8, с высоты 1300 м., парашютная система ПТХ-11, запасной-ПЗ-81, по упражнению 17 СППП-97 (прыжок с вымпелами (флагами)). При парашютировании на прямой, на высоте около 30 м., парашютист произвел отцепку купола основного парашюта, перепутав звено отсоединения купола основного парашюта со звеном отцепки флага (использовалось штатное звено от парашюта УТ-15). При ударе о землю погиб.
Причины происшествия:
– непреднамеренная отцепка основного парашюта;
– невыполнение парашютистом указаний руководителя прыжков по выполнению задания на прыжок (парашютист не должен был отцеплять флаг).
Недостатки, выявленные при расследовании:
– парашютная система ПТХ-11 и запасной парашют ПЗ-81 с просроченными сроками службы.
03.09.2002 г. на аэродроме “Благовещенский аэропорт” при выполнении прыжков с парашютом погиб один и получил тяжелые травмы другой парашютист.
Прыжки выполнялись из вертолета Ми-8, арендованного у АК “Благовещенские авиалинии”, с высоты 3000 м., для построения в затяжном падении фигуры из девяти человек. Видеосъемку осуществлял воздушный оператор.
В группу парашютистов входили: спасатель Якутской РПСБ Еременко С.В. (599 прыжков с парашютом, основная парашютная система “Радар”, запасной – ПЗ-81) и спасатель Благовещенской ПДГ Туровец Н.С. (253 прыжка с парашютом, основная парашютная система По-16, запасной – ПЗ-81), которые выполняли 3-й прыжок в этот день.

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter

Comment on this Article:







КОНТАКТЫ

Чтобы опубликовать на сайте новость\статью\видео\ссылку нужно зарегистрироваться или отправить письмом на адрес info@skysport.ru