Главная » БЕЗОПАСНОСТЬ » Сейчас читаете:

Размышления о раскрытии парашюта в вингсьюте

Апрель 4, 2017 БЕЗОПАСНОСТЬ

Размышления о раскрытии парашюта в вингсьюте

Полёт в вингсьюте, если вы к нему готовы, достаточно прост. Он не требует больших усилий: лишь расслабьтесь, смотрите туда, куда вы хотите прибыть и летите себе, ни во что не врезаясь. Мудрёная часть – которая напрягает даже некоторых весьма опытных скайдайверов – раскрытие парашюта.

Компания Squirrel, пилот которой является автором данной статьи, пытается улучшить и дизайн вингсьюта, и технику полёта. Успехом своих продуктов они обязаны громадной работе пилотов-испытателей, которые напряжённо работали, чтобы поднять технику полёта на уровень, отвечающий характеристикам изделий.

Предлагаемая статья – это попытка критически обсудить то, что мы узнали лишь при совместных испытаниях вингсьютов и парашютов. Это то, что, по нашему мнению, работает лучше всего на данный момент. Это может противоречить некоторым более старым учебным материалам, которые мы считаем устаревшими. Описанные здесь приёмы будут, мы надеемся, постепенно замещены ещё лучшими. Такова природа прогресса –уходим от старого, приходим к новому.(Squirrel)

Бросок вытяжного парашюта (ВП) – это начало процесса, а не его конец

Наиболее распространённая ошибка – прекращение полёта или управления своим вингсьютом и телом, когда пилот начинает тянуться к основанию ранца. Протягивание руки к ВП и его раскрытие – это начало процесса, который требует вашего полного и активного участия.

Первое и наиболее существенное – держите тело и вингсьют симметрично на протяжении всего процесса раскрытия, вам нужно делать все симметрично и с полным пониманием всех действий. Выбросить ВП и расслабиться, решив, что дело в шляпе – неправильно. Мы встречаем людей, прекращающих следить за направлением, наклоном тела и симметрией вингсьюта с момента, когда они только начинают тянуться к основанию ранца. А это, вероятно, один из тех моментов полёта, когда симметрия наиболее важна.

Следите, чтобы плечи были расположены горизонтально и перпендикулярно линии полёта. Выберите метку на горизонте и держите курс на неё. Как только свободные концы начнут нагружаться, поддерживайте их загрузку одинаковой и следите за поведением парашюта.

Бросайте ВП как следует

Мы знаем из бесчисленного множества видео вингсьют-BASE прыжков с камер, направленных назад, что слабый бросок и медленный полёт могут привести ВП в совершенно бесполезное состояние, если его всосёт потоком на ваш зад или на ножное крыло. Чтобы предотвратить это, тянитесь назад руками симметрично (большинство пилотов делают это обеими руками для симметрии) и вводите ВП в действие симметрично. Безумно агрессивный бросок повлияет отрицательно на положение тела, так что держите его под контролем.

Раскрывайте ВП с чётким и решительным намерением поместить его в чистый воздушный поток, который находится конкретно в стороне от вас. Никогда не делайте этого тяп-ляп, вытянув ВП наполовину или просто отпустив из кармана.

Думайте о симметрии не только своего тела, но также и о симметрии потока за вами

При 160 км/час даже ваша рука создаёт заметный и продолжительный след. Поверхность же ручного крыла влияет на поток ещё сильнее. Даже слабая асимметрия ваших крыльев создаёт впечатляющее количество завихрений в турбулентном потоке за вами, которое гарантированно повлияет на процесс наполнения ВП и основного парашюта (ОП). Симметрия важна не только при нагружении подвесной системы, она также критична для потока, который наполняет ВП и ОП.

Очевидно, пока асимметричная поза нарушает воздушный поток, она также меняет и направление полёта. Изменение направления в процессе ввода в действие ВП не помогает раскрытию парашюта.

Избегайте привычек, которые погубят вас в вингсьют BASE прыжках, если хотели бы однажды ими заняться

Если вы никогда не планируете BASE прыжки или не намереваетесь летать в больших высокоэффективных вингсьютах («матрасах»), то можете сжиматься в пушечное ядро и терять по 300 м высоты перед каждым открытием, если это вам нравится (при условии, что это симметричное пушечное ядро). Но, если вы предполагаете, что, может быть, однажды захотите попробовать вингсьют BASE, или, есть малая вероятность, что захотите полетать в «матрасе», тогда давайте начинать разумно развивать соответствующую мышечную память прямо сейчас.

Это означает раскрытие из положения полёта, если не на полной скорости, то близко к ней. Складывание ножных и ручных крыльев приводит к неизбежной и значительной потере высоты. Оно также требует времени и создаёт асимметрию. Значительная потеря высоты и времени для получения асимметричной позы никогда не будет полезным для вас при BASE.

Свои первые BASE прыжки в вингсьюте вы скорее всего совершите в костюмах небольшой или малой площади (категории Rookie – перев.), которые не способны к мощной и эффективной подушке. Когда прыгают BASE в вингсьютах меньше, чем средние (категории Intermediate), очень важно поддерживать скорость и качество полёта при раскрытии. Не замедляйтесь, чтобы минимизировать снижение перед броском. Поддерживайте ламинарным воздушный поток над вингсьютом и сохраняйте движение вперёд при открытии. Летите эффективно, летите вперёд и ничего не коллапсируйте.

Однажды, когда будете прыгать в больших вингсьютах (категории Advanced), вы сможете подлетать и набирать по 30 с лишним метров, делать бочки, улыбаться в свою напузную камеру и раскрываться, как только захотите. Но приберегите эти глупости на потом.

Планируете ли вы когда-нибудь летать в высокоэффективных (Advanced) вингсьютах?

Если вы собираетесь когда-нибудь перейти на вингсьют большего размера, то не стоит привыкать коллапсировать крылья перед раскрытием. Пять лет назад большинство вингсьютов, даже самые крупные, могли быть сколлапсированы при умеренных усилиях. Но всё изменилось и сегодня это не так. Современные высокоэффективные костюмы обладают повышенным внутренним давлением, более высокими полными скоростями и более структурной передней кромкой. Всё это рекомендует открытие в режиме полного полёта или близкого к нему.

Открытие в режиме полного полёта может применяться с любым костюмом. Раннее его освоение – хотя, быть может, не в самый первый месяц вашего обучения – неплохая идея для тех пилотов, кто намерен расти дальше.

Несмотря на вышесказанное, прелесть вингсьютов современных конструкций состоит в широком диапазоне возможных скоростей. Изменение воздушной скорости и угла наклона изменяют внутреннее давление и облегчают или затрудняют коллапс вингсьюта и бросок. Благодаря широкому разбросу скоростей, у нас есть множество вариантов техники раскрытия. В больших вингсьютах, если вы хотите делать подушку, снижать воздушную скорость и валиться, вы можете это делать.

Сегодня наиболее опытные пилоты не коллапсируют свои крылья. Существует множество возможностей, но факторы, которые лежат в основе раскрытия в режиме полного полёта, приведены далее:

Факторы раскрытия в режиме полного полёта

Контроль тангажа

Уменьшая вертикальную скорость и увеличивая качество (подушка) при подходящей воздушной скорости (не слишком медленной) вы можете добиться минимального турбулентного следа (срыва потока).

Контроль воздушной скорости

Не раскрывайтесь в свале или при крутых углах.

Техника доставания ВП

Тянитесь к основанию ранца над поверхностью ручных крыльев, как можно меньше выжимая воздух из них. Траектория движения рук к основанию ранца не должна проходить сквозь крыло. Она проходит вокруг и над ним. Потренируйтесь на земле, надув костюм вентилятором, и сделайте сотни имитаций при скайдайве. Мускульная память, необходимая для правильного движения ваших запястий над и вокруг ручных крыльев, требует тренировки, чтобы рука находила бобышку одним движением.

Любая техника броска, приводящая к сдутию/коллапсу крыльев или касанию чего-либо, кроме бобышки ВП, должна быть исправлена.

Весь процесс от момента принятия решения о раскрытии до раскрытия ВП должен занимать около 1 секунды. Тренируйте это движение пока не будете уверены, что можете перейти от нормального полёта до броска ВП за 1 секунду. Ваша рука за одну секунду должна пройти над крылом вингсьюта, точно к ВП и выбросить его в чистый воздушный поток чётко в сторону.

Запомните, что существует лишь 0% вероятности, что основания ваших ранцев для скайдайва и для BASE прыжков окажутся ровно на одном и том же месте на спине. То есть, если вы примените при прыжке с BASE-снаряжением то же движение, что отработали при скайдайве, и не найдёте ВП, вы можете погибнуть. Такое случается. Тренировки с имитацией раскрытия при BASE прыжках также очень важны, как и при скайдайве. Критически важна и уверенность, что ваше снаряжение хорошо подогнано и правильно сконфигурировано. Наконец, оставляйте себе запас высоты на случай ошибки, которые случаются у всех – это критически важно.

Это основные рекомендации, которые вы сможете использовать для выработки собственной техники раскрытия. Не слушайте тех, кто говорит, что есть лишь единственный правильный способ делать это, потому что это не так. Относитесь к процессу творчески.

Воздушная скорость: не слишком быстро, не слишком медленно. Эффективно и аккуратно!

Прелесть открытия парашютов в вингсьюте в том, что у вас широкие возможности управления воздушной скоростью. Если вам нужно более агрессивное раскрытие парашюта, можете лететь круче и быстрее. Если хотите слегка побуксировать за собой ВП, можете немного замедлиться. Оптимальная скорость где-то посередине. Мы должны также вводить ВП в действие в максимально чистый поток, для этого нам нужно контролировать аэродинамические завихрения (срыв потока).

Управление завихрениями вторично по отношению к управлению воздушной скоростью. Прежде всего отрегулируйте её. Вы очень быстро поймёте, что позволяет вам двигаться быстрее или медленнее в вингсьюте и какая воздушная скорость наилучшая при открытии. Далее, нужно подходить к этой скорости с правильным углом атаки (AoA), что обеспечит чистый воздушный поток над верхней поверхностью вингсьюта.

Процесс таков: быстрый или нормальный режим полёта, затем замедление (короткая подушка), затем выравнивание пока не почувствуете чистое перетекание воздуха над верхней поверхностью вингсьюта, затем симметричное раскрытие.

Снаряжение: длина стреньги, размер ВП, камеры, укладка

  • Длина стреньги: Длиннее – не значит лучше. Около 2.5 м от шпильки до ВП – достаточно.

  • Размер ВП: Для скайдайва из ZP ткани размер 70–75 см – общепринятая норма.

  • Камеры: Многие прыгуны считают, что камеры, в которых стропы не укладываются под резинки (stowless), дают более мягкие открытия. Лично я – большой фанат таких камер для применения с вингсьютами.

  • Укладка: Типичное скайдайверское раскрытие без вингсьюта выглядит так: бросается ВП, выходят стреньга, камера, и стропы ОП цепочкой растягиваются над вами. Эта цепочка разворачивается преимущественно вертикально. Когда вы летаете в вингсьюте, процесс раскрытия разворачивается в основном в горизонтальном направлении.

Такая горизонтальная цепь раскрытия оказывается чувствительной ко многим факторам – завихрениям за вами, эффективности вашего ВП, как вы уложили стропы, дизайну камеры ОП и как вы его уложили.

Чем дольше вся парашютная система вытянута горизонтально, тем больше у неё возможностей повести себя непредсказуемо. Как только ОП начинает выходить из камеры, ВП коллапсируется. В этот момент ваш ненаполненный ОП похож на шишку на резиночке, и аэродинамические завихрения за вами заставляют его плясать, как в эпилептическом припадке.


Если не оборачивать плотно задней кромкой стропы (оставить широким канал) и лишь слегка скрутить края купола, раскрытие будет более скорым и снизится возможность закрутки строп.

Часто на стадии, когда стропы уже вытянуты, ВП сколлапсирован, а ОП ещё не начал наполняться, происходит закрутка строп. Чем дольше вы позволяете вашему парашюту плясать и елозить в этом положении, тем больше закруток будете получать.

Решение очень простое: минимизировать время, в течение которого парашют остаётся ненаполненным, танцуя на растянутых стропах. Для этого есть одна возможность – не оборачивать слишком плотно «хвост» (заднюю кромку купола) вокруг строп. Техника плотного оборачивания хвостом строп была разработана не для вингсьютов и, по-видимому, не должна использоваться с ними.

Оставляя открытым этот канал и лишь немного (2–3 раза) скручивая края хвоста, мы обеспечиваем быстрое раскрытие парашюта, сразу же, как только стропы потянут сложенный купол. Чем быстрее он раскрывается, тем меньше у него времени дёргаться и извиваться и тем меньше закруток вы будете получать.

  • Что вы говорите? Если укладывать так купол, то он будет вас бить на раскрытии?

Когда вы прыгаете в вингсьюте, то сами задаёте желаемую воздушную скорость. Укладывайтесь под такой тип прыжков, какой вы прыгаете в данном конкретном случае. Летайте так, чтобы открываться как вы хотите.

  • Что вы говорите? Если вы сложите все крылья и будете падать камнем, это устраняет проблемы горизонтального раскрытия?

Проблема в том, что у большинства средних и больших вингсьютов невозможно легко и эффективно сдуть крылья перед раскрытием, по крайней мере без мощной подушки, уменьшения воздушной скорости и сброса внутреннего давления.

Если мысль так укладываться пугает вас или вы просто думаете, что это плохая идея, не делайте этого. Всё, что мы можем – это предложить то, что было проверено нами в полётах в больших вингсьютах и у нас оно работает.

Закрутки: почему они случаются, как их избежать и как из них выбираться?

Бывают два вида закруток:

  • Закрутки строп.

  • Закрутки тела.

  • Закрутки строп

    Закрутки строп происходят во время выхода из камеры сложенного купола позади вас, вне поля зрения. Вы узнаете, что получили закрутку, когда парашют начнёт наполняться, и почувствуете, что свободные концы что-то уж слишком близко друг к другу и перекрещиваются над головой (вы это можете почувствовать, если прыгаете в вингсьюте, позволяющем достать свободные концы, не расстёгивая крыльев). Такие закрутки – результат укладки и асимметрии, обсуждавшейся выше. Чтобы предотвратить их работайте над укладкой и симметричным раскрытием.

    Закрутки тела

    Закрутки тела происходят из-за вашего вращения под наполняющимся или летящим парашютом. Это тяжёлые случаи, т. к. иногда такие закрутки бывает трудно остановить и часто они приводят к большому числу оборотов.

    Наилучший способ словить закрутку тела во всей красе – открываться, слегка поворачивая, загрузить внутренний свободный конец, опустив соответствующее плечо и жёстко открыться. Парашют наполняется, и вы своим плечом задаёте вращение. Не существует такой конструкции подвески, которая могла бы воспрепятствовать этому вводу плечом, какие бы трюки вы ни видели. Если поворот продолжается во время открытия, ваше тело может начать вращаться вокруг оси – свободного конца. Когда вращение начнётся, его уже будет трудно остановить. Резкое и жёсткое открытие может всё усугубить, наихудшие вращения тела в вингсьют BASE прыжках случаются неизменно при жёстких открытиях.

    Управляя свободными концами, можно предупредить или воспрепятствовать закрутке тела. В тот момент, когда парашют начинает загружаться и поднимать вас в вертикальное положение, руки должны быть уже на свободных концах. Управляйте парашютом за свободные концы и при необходимости разводите их в стороны, чтобы сохранять положение тела вперёд лицом. Это поможет удержать направление движения прямо по курсу.

    Чтобы доставать свободные концы будучи в вингсьюте:

  • Бросьте ВП.

  • Сразу же совершите прямой удар обоими кулаками перед собой.

  • Затем достаньте и схватите свободные концы.

  • Прим. переводчика: этот приём имеет смысл, если вы не накинули петли ручных крыльев на большие пальцы рук, только таким способом вы сможете высунуть руки из рукавов вингсьюта. Такие петли имеются у многих костюмов малого и среднего размера.

    Разводя свободные концы в стороны, вы сможете остановить вращение тела и получите возможность управлять куполом.

    Имейте ввиду, что можно и перестараться. Если вы схватите и заломаете свободные концы рано и чрезмерно, а при этом стропы закручиваются по причине кривой укладки, тогда вы можете добиться того, что закрутка строп произойдёт в верхней части, что усугубит ситуацию. Ключ к решению проблемы – сдержанность и быстрая реакция.

    Очень важно, прыгая в вингсьюте, иметь возможность достать хотя бы нижнюю часть свободных концов, не расстёгивая молнию на крыльях и не расцепляя их аварийно.

    Если же вы в закрутке – это случается с нами со всеми – у вас есть несколько решений. Отцепка, выполненная вовремя – всегда лучшее решение.

    Помните, что контроль направления движения – это первый приоритет. Направление – прежде всего! Прежде чем беспокоиться о закрутке, удостоверьтесь, что вам не грозит во что-то врезаться. Если вам нужно подтянуться выше закрутки, чтобы изменить направление, сначала попробуйте управлять подвеской, сместите вес тела. Или даже расчекуйте одну клеванту, чтобы избежать столкновения, сделайте это! Затем уже занимайтесь закруткой.

    Решения для раскрутки

    Я не фанат какого-то одного способа раскрутки, и я уверен, что есть множество других приёмов, которые работают так же хорошо или лучше, чем перечисленные ниже возможности, которые я обычно использую в таком порядке:

  • Схватить свободные концы/стропы и раскрутить себя. Посмотрите вверх, оцените, в какую сторону нужно раскручиваться, и руками поверните тело под парашютом, как будто выжимаете полотенце вдвоём с приятелем. Некоторые советуют сдвинуть свободные концы вместе и раскручиваться, другие советуют растягивать их в стороны. Я обычно стараюсь их сжать и крутить.

  • Вонзить одно ручное крыло в поток и использовать его как лопасть, чтобы вращаться. Это нужно делать в правильную сторону и вам нужно иметь достаточно большое крыло, чтобы поймать поток и влиять на вращение. Если вы при этом неосознанно навредите себе асимметричным положением ножного крыла в противоположном направлении, это действие будет менее эффективным! Ножное крыло также оказывает сопротивление воздуху в нужном или ненужном направлении.

  • Брыкайтесь и кричите. Некоторые говорят, что это работает. Причём, брыкание может быть наиболее эффективным действием из этих двух.

  • Другая предупредительная мера против закрутки тела – поддержание симметричного положения тела. Если вы бросаете ВП в лёгком повороте, чаще всего будете повисать на одном свободном конце, который будет осью вращения. Это проблема любой подвесной системы из всех существующих, так что решение – симметрия и управление свободными концами.

    Жёсткое открытие ведёт к наиболее суровым закруткам тела. Вы управляете силой открытия через воздушную скорость. В вингсьюте вы выбираете воздушную скорость. Вы можете выбрать быстро/медленно, вверх/вниз, горизонтально/вертикально и т. д. Найдите, что работает наилучшим образом для вас и затем сознательно это выберите. Не бросайте просто ваш ВП, не думая, какая скорость и какой угол вам нужны на раскрытии.

    Заметки на полях о закрутке

    Если вы прыгаете в чём-то кроме самых маленьких вингсьютов для новичков, скорее всего ПЛОХАЯ ИДЕЯ расстёгивать молнии на ножном крыле при закрутке. В результате ножное крыло будет тащиться за вами хвостом как флюгер. Из-за вашей воздушной скорости этот флюгер будет мешать вам вращаться под куполом и раскручиваться. Если вы затем отцепитесь и ваш ПЗ откроется с закрученными стропами, как это иногда случается, столкнётесь снова с той же проблемой флюгера. Такая ситуация тяжело ранила моего друга, он очень жёстко приземлился под вращающимся запасным с закрученными стропами. Не расстёгивайте ножное крыло, пока не окажетесь под работоспособным парашютом.

    Типы парашютов: малая загрузка, лёгкая ткань,«F-111» и послушный семисекционник

    Давно известно, что 0–3 cfm ткань (F-111) даёт лучшие открытия, чем ткань нулевой пористости, ZP. Пористость 0–3 cfm (т. е. пропускает воздух со скоростью до 3 кубических футов в минуту при определённом перепаде давления – прим. переводчика) обеспечивает более устойчивое предсказуемое наполнение.

    Ткань нулевой пористости, ZP, популярна в скайдайвинге из-за того, что более долговечна и немного более дешёвая. Хотя было бы неплохо, если б наше снаряжение служило вечно, качество ваших открытий важнее, чем возможность сделать несколько дополнительных прыжков с вашим парашютом. Доказано, что предназначенные для вингсьютов купола из F-111, открываются лучше и дают меньше отцепок. Обычно, когда летаешь в вингсьюте, наиболее критичный момент – это открытие.

    Невзирая на то, из какой ткани сшит ваш парашют, послушный 7-секционный купол с малым удлинением должен рассматриваться как необходимость. Легкозагруженный «большей площади чем вы обычно используете» – это лучше всего. Как-то было обсуждение, не слишком ли коротки стропы у куполов размером меньше 120 кв футов, что может приводить к засасыванию парашюта турбулентным потоком на спину при раскрытии. Не думайте, что эта пакость может случиться только с вашим ВП, с основным может произойти то же самое. Однажды я наблюдал, как мой друг летел вниз головой под своим 109-футовым 9-секционным куполом из ZP ткани, а его стропы запутались в крепеже дымовой шашки. Он распутал их рукой и не погиб, что было потрясающе. Я почти уверен, что это был последний раз, когда он в вингсьюте прыгал на таком парашюте, хотя, вероятно, приземляться было забавно.

    Бросайтесь высоко! Не позволяйте послушному парашюту сделать вас самонадеянным

    Если у вас предсказуемый, из F-111, легкозагруженный парашют для вингсьюта, вы, вероятно, привыкнете к нему очень быстро. Замечательные открытия придадут вам уверенность и сделают счастливым. И наилучший способ всё испортить – начать открываться ниже.

    Все парашюты, независимо от их дизайна, послужного списка, техники укладки или вашего опыта могут отказать и в конце концов сделают это. В частности, в полётах с вингсьютом неизбежны закрутки строп и вероятность отказов может быть выше. Оставьте себе достаточно времени и высоты, чтобы разобраться с происшествием.

    Заключение

    Летайте разумно до и во время броска, будьте в курсе, что там происходит во время раскрытия, и соблюдайте симметрию вашего тела, знайте, как достать до основания ранца чётко и быстро, управляйте свободными концами, используйте правильное снаряжение. Получайте удовольствие.

    Источник
    skydivemag.com

    Перевод
    Юрий Костицын

    Источник: skycenter.aero

    • Facebook
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Twitter

    Comment on this Article:







    КОНТАКТЫ

    Чтобы опубликовать на сайте новость\статью\видео\ссылку нужно зарегистрироваться или отправить письмом на адрес info@skysport.ru